См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

Таблица 23. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

С 01.01.2018 до 31.12.2027, если законом субъекта РФ не установлен иной срок.

Налоговые льготы режима

- право уменьшить исчисленный налог на прибыль (в ФБ и РБ) на сумму расходов на приобретение объектов основных средств (ОС), а также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов ОС. Условия и сроки зависят от закона субъекта РФ.

Количество отраслей в режиме

196

Наличие обязательств

Нет

За период анализа (2019 - 2021 годы) общее количество пользователей <26> в ИНВ составило 449, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 415 <27> пользователей.

--------------------------------

<26> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<27> Прочие пользователи не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (17 пользователей), или нулевого значения показателя выручки (17 пользователей).

Выручка и количество резидентов

Выпадающие доходы государства

00000071.png

00000072.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

Капитальные вложения

Численность сотрудников

00000073.png

00000074.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по добыче нефти и нефтяного (попутного) газа (35,2%), производству какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий (8,4%), а также по производству безалкогольных напитков; производству упакованных питьевых вод, включая минеральные воды (5,1%). Объем капитальных вложений пользователей ИНВ, вошедших в периметр анализа, с 2019 года по 2021 год вырос в 1,5 раза, численность сотрудников осталась на прежнем уровне.

С 2019 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по пользователям, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 1,0 млрд руб. до 28,9 млрд руб. (в 29 раз).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 33,1%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 43 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 24. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд 00000075.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

21.20

Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

138,8

19,1%

26,5%

18,4%

26,2%

52.29

Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками

108,8

15,1%

17,5%

12,6%

14,3%

20.15

Производство удобрений и азотных соединений

82,3

40,0%

57,1%

28,5%

34,7%

05.20

Добыча и обогащение бурого угля (лигнита)

45,9

40,2%

60,7%

19,7%

26,3%

20.13

Производство прочих основных неорганических химических веществ

40,4

35,2%

23,0%

24,3%

17,0%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем пользователям за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год.

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

Таким образом, режим ИНВ требует "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.

Дополнительно отмечаем, что ряд налогоплательщиков, входящих в группу компаний, выпадают из периметра анализа по причине нулевого значения показателя выручки, применяя при этом ИНВ в связи с существенной величиной прочих доходов, формирующих базу по налогу на прибыль.