Увеличение расходов на финансирование программ поддержки экономики и граждан наряду с сокращением ненефтегазовых доходов потребовало существенного расширения структурного первичного дефицита федерального бюджета в 2022 году: его размер по итогам года ожидается на уровне около 3,4% ВВП. Это позволяет избежать развития ситуации по негативному сценарию: обеспечивает финансовую и ценовую стабилизацию, устойчивость рынка труда и доходов наиболее уязвимых категорий граждан, снижение экономических потерь в переходный период перестройки хозяйственных связей.
Расширение структурного первичного дефицита финансируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов текущего года и предшествующих периодов (ликвидные ресурсы ФНБ). Это позволяет повысить доступность кредитных ресурсов для внебюджетного сектора и содействует ускорению стабилизации на финансовых рынках.
С учетом сильно подвижной динамики нефтегазового экспорта и соответствующих доходов федерального бюджета такой подход применим на коротком горизонте масштабного внешнего шока, однако в среднесрочной перспективе несет риски дестабилизации экономической и финансовой системы.
- Во-первых, рентные доходы в будущем будут снижаться, а объемы их поступления станут менее предсказуемыми.
Последствия нефтяного эмбарго: сокращение объемов экспорта, рост ценовых дисконтов. Постепенное устранение дисбаланса на мировом рынке: замедление роста спроса в т.ч. вследствие ускорения энергоперехода, рост добычи в других регионах. Рентные доходы России в большей степени подвержены санкционным рискам: т.е. снижается их предсказуемость.
- Во-вторых, трансляция рентной волатильности на экономику - расходы бюджета, налоговые условия, курс рубля, инфляция, процентные ставки и т.д. - могут стать губительными для экономического развития.
Трансляция "рентной" волатильности де-факто означает, что развитие любого бизнеса в России будет определяться динамкой природной ренты.
В этом контексте на горизонте предстоящей трехлетки планируется проведение бюджетной политики в логике "бюджетных правил" с постепенной нормализацией по мере адаптации экономики к новым условиям и перестройки хозяйственных связей.
Значение двух ключевых параметров "бюджетных правил" - базовые нефтегазовые доходы и структурный первичный дефицит - при этом предлагается модифицировать.
1. Базовые нефтегазовые доходы - т.е. размер направляемых на расходы рентных доходов бюджета. Их фиксация обеспечивает:
- стабильность бюджетных расходов вне зависимости от конъюнктуры;
- снижение влияния волатильности рентных доходов на экономику.
С учетом снижения предсказуемости не только ценовой конъюнктуры на продукты отечественного нефтегазового экспорта, но и показателей добычи и экспорта энергоресурсов в условиях давления западных стран представляется целесообразным определить базовые нефтегазовые доходы в абсолютном выражении в размере 8,0 трлн рублей, что соответствует диапазону умеренно-консервативных сценариев развития внешних условий на средне-долгосрочном горизонте и стабильному уровню реального курса национальной валюты.
Таблица 3.1.1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета <*>: сценарный анализ
--------------------------------
<*> В условиях 2025 года; оценка равновесного курса рубля произведена с учетом операций в рамках бюджетного правила.
2. Структурный первичный баланс - определяет размер финансирования бюджета на долговых рынках.
Учитывая, что в новых условиях потенциальный рост может быть несколько ниже реальной равновесной % ставки, определить структурный первичный баланс на нулевом уровне с поправкой на квази-бюджетные операции "под чертой" (так как их финансирование также осуществляется за счет государственных заимствований). Это обеспечит:
- доступность кредитных ресурсов для небюджетного сектора
- долгосрочную устойчивость бюджетной конструкции с умеренным ростом госдолга и расходов по его обслуживанию.
Арифметическое условие стабилизации уровня госдолга:
структурный первичный баланс = равновесная % ставка "-" рост экономики
Таким образом, уровень предельных первичных расходов федерального бюджета в соответствии с новыми параметрами "бюджетных правил" будет определяться суммой (1) ненефтегазовых доходов, (2) базовых нефтегазовых доходов в размере 8,0 трлн рублей и (3) сальдо квази-бюджетных операций "под чертой" (сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов).
При этом в течение 2023 и 2024 годов предполагается сохранение контрциклической направленности бюджетной политики в масштабах, соразмерных траектории постепенной адаптации экономики к изменившимся условиям. В этих целях предполагается временное превышение предельного размера расходов уровня, соответствующего "бюджетным правилам": на 2,9 трлн рублей и 1,6 трлн рублей в 2023 и 2024 гг., соответственно. К 2025 году предполагается завершение нормализации бюджетной политики с выходом на параметры, полностью соответствующие "бюджетным правилам".
Формирование основных параметров федерального бюджета на основе обозначенных подходов, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики в период адаптации и перестройки хозяйственных связей, а с другой - будет содействовать сохранению доверия к целостности конструкции проводимой макроэкономической политики, устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте.
Создание устойчивых и предсказуемых экономических и финансовых условий
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей