См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

АДАПТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАБИЛЬНАЯ МАКРОСРЕДА

Увеличение расходов на финансирование программ поддержки экономики и граждан наряду с сокращением ненефтегазовых доходов потребовало существенного расширения структурного первичного дефицита федерального бюджета в 2022 году: его размер по итогам года ожидается на уровне около 3,4% ВВП. Это позволяет избежать развития ситуации по негативному сценарию: обеспечивает финансовую и ценовую стабилизацию, устойчивость рынка труда и доходов наиболее уязвимых категорий граждан, снижение экономических потерь в переходный период перестройки хозяйственных связей.

Расширение структурного первичного дефицита финансируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов текущего года и предшествующих периодов (ликвидные ресурсы ФНБ). Это позволяет повысить доступность кредитных ресурсов для внебюджетного сектора и содействует ускорению стабилизации на финансовых рынках.

С учетом сильно подвижной динамики нефтегазового экспорта и соответствующих доходов федерального бюджета такой подход применим на коротком горизонте масштабного внешнего шока, однако в среднесрочной перспективе несет риски дестабилизации экономической и финансовой системы.

- Во-первых, рентные доходы в будущем будут снижаться, а объемы их поступления станут менее предсказуемыми.

Последствия нефтяного эмбарго: сокращение объемов экспорта, рост ценовых дисконтов. Постепенное устранение дисбаланса на мировом рынке: замедление роста спроса в т.ч. вследствие ускорения энергоперехода, рост добычи в других регионах. Рентные доходы России в большей степени подвержены санкционным рискам: т.е. снижается их предсказуемость.

- Во-вторых, трансляция рентной волатильности на экономику - расходы бюджета, налоговые условия, курс рубля, инфляция, процентные ставки и т.д. - могут стать губительными для экономического развития.

Трансляция "рентной" волатильности де-факто означает, что развитие любого бизнеса в России будет определяться динамкой природной ренты.

В этом контексте на горизонте предстоящей трехлетки планируется проведение бюджетной политики в логике "бюджетных правил" с постепенной нормализацией по мере адаптации экономики к новым условиям и перестройки хозяйственных связей.

Значение двух ключевых параметров "бюджетных правил" - базовые нефтегазовые доходы и структурный первичный дефицит - при этом предлагается модифицировать.

1. Базовые нефтегазовые доходы - т.е. размер направляемых на расходы рентных доходов бюджета. Их фиксация обеспечивает:

- стабильность бюджетных расходов вне зависимости от конъюнктуры;

- снижение влияния волатильности рентных доходов на экономику.

С учетом снижения предсказуемости не только ценовой конъюнктуры на продукты отечественного нефтегазового экспорта, но и показателей добычи и экспорта энергоресурсов в условиях давления западных стран представляется целесообразным определить базовые нефтегазовые доходы в абсолютном выражении в размере 8,0 трлн рублей, что соответствует диапазону умеренно-консервативных сценариев развития внешних условий на средне-долгосрочном горизонте и стабильному уровню реального курса национальной валюты.

Таблица 3.1.1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета <*>: сценарный анализ

трлн рублей

00000012.png

--------------------------------

<*> В условиях 2025 года; оценка равновесного курса рубля произведена с учетом операций в рамках бюджетного правила.

2. Структурный первичный баланс - определяет размер финансирования бюджета на долговых рынках.

Учитывая, что в новых условиях потенциальный рост может быть несколько ниже реальной равновесной % ставки, определить структурный первичный баланс на нулевом уровне с поправкой на квази-бюджетные операции "под чертой" (так как их финансирование также осуществляется за счет государственных заимствований). Это обеспечит:

- доступность кредитных ресурсов для небюджетного сектора

- долгосрочную устойчивость бюджетной конструкции с умеренным ростом госдолга и расходов по его обслуживанию.

Арифметическое условие стабилизации уровня госдолга:

структурный первичный баланс = равновесная % ставка "-" рост экономики

Таким образом, уровень предельных первичных расходов федерального бюджета в соответствии с новыми параметрами "бюджетных правил" будет определяться суммой (1) ненефтегазовых доходов, (2) базовых нефтегазовых доходов в размере 8,0 трлн рублей и (3) сальдо квази-бюджетных операций "под чертой" (сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов).

При этом в течение 2023 и 2024 годов предполагается сохранение контрциклической направленности бюджетной политики в масштабах, соразмерных траектории постепенной адаптации экономики к изменившимся условиям. В этих целях предполагается временное превышение предельного размера расходов уровня, соответствующего "бюджетным правилам": на 2,9 трлн рублей и 1,6 трлн рублей в 2023 и 2024 гг., соответственно. К 2025 году предполагается завершение нормализации бюджетной политики с выходом на параметры, полностью соответствующие "бюджетным правилам".

Формирование основных параметров федерального бюджета на основе обозначенных подходов, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики в период адаптации и перестройки хозяйственных связей, а с другой - будет содействовать сохранению доверия к целостности конструкции проводимой макроэкономической политики, устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте.

Создание устойчивых и предсказуемых экономических и финансовых условий

00000013.png