В сложившихся условиях ключевыми задачами экономической политики стали:
- финансовая и ценовая стабилизация (в т.ч. предотвращение инфляционной спирали) при поддержке доходов уязвимых категорий граждан;
- содействие перестройке хозяйственных связей с минимальными потерями потенциала развития и сохранением рабочих мест.
Соответственно, программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. обеспечение доступных финансовых ресурсов и оборотного капитала;
2. содействие обеспечению импортным оборудованием и комплектующими;
3. поддержка базовых отраслей промышленности и технологического сектора;
4. сохранение занятости и рабочих мест;
5. поддержка доходов наиболее уязвимых граждан.
В целом программы поддержки оказывают действенный и своевременный стимул:
- Обеспечена финансовая и ценовая стабилизация. Контроль за потоками капитала, временное повышение процентных ставок, адаптация регуляторных требований и пополнение капитальной базы банков за счет сохранения прибыли (отказа от дивидендов), наряду с другими мерами, позволили укрепить платежный баланс, стабилизировать ресурсную базу и обеспечить бесперебойную работу финансовых организаций.
Нормализация инфляционной динамики после единовременного всплеска в марте - апреле позволяет рассчитывать на снижение рисков раскручивания инфляционной спирали. Ценовая стабилизация, которой в том числе содействовала стабилизация на финансовых рынках и укрепление курса рубля, положительно влияет на процентные ставки в экономике. Долгосрочные ставки по ОФЗ вернулись к значениям начала года, а Банк России ускоренно снизил ключевую ставку, не создавая дополнительных инфляционных рисков - таким образом, смягчаются финансовые условия для компаний реального сектора.
В целом обеспечение финансовой и ценовой стабильности создает необходимую основу для устойчивого развития - даже в условиях внешнего давления. В ее отсутствие проведение эффективной контрциклической экономической политики - как бюджетной, так и денежно-кредитной - было бы невозможным.
- Сохраняется устойчивость нефинансового сектора. Значимая часть вынужденных потерь добавленной стоимости в наиболее уязвимых секторах в целом абсорбируется различными программами поддержки, а реструктуризация сроков уплаты налогов и взносов, наряду с расширением доступа к программам льготного финансирования, позволяет избежать массовых проблем с платежной дисциплиной. Сжатие производственной активности происходит в меньшей степени, чем предполагает масштаб внешнего шока. Значимое сокращение наблюдается в физических объемах экспорта отдельных товаров (при этом рост мировых цен компенсирует последствия для финансового состояния этих отраслей), в то время как другие индикаторы производственной активности сохраняют относительную стабильность (промышленное производство, выработка э/э и др.).
- Ситуация на рынке труда остается под контролем. Уровень безработицы зафиксировался на уровне 3,9% (май - июль) после 4,4% в начале года, что свидетельствует о текущем отсутствии напряженности в сфере занятости. Опережающие индикаторы - простой, неполный рабочий день, отпуска без содержания - демонстрируют незначительное в историческом контексте ухудшение. Сдержанному влиянию на занятость в том числе способствует предоставление отсрочки по уплате страховых взносов в течение 2 - 3 кварталов, реализация программ прямой поддержки наиболее уязвимых отраслей и программ проактивной поддержки занятости (переобучение, временные общественные работы и др.).
Влияние на трудовые доходы граждан также сдержанное: динамика фонда оплаты в номинальном выражении не демонстрирует выраженной тенденции к замедлению.
- Социальные выплаты поддерживают доходы нуждающихся граждан. Внеплановая индексация пенсий и ПМ (на 10%), а также введение новых регулярных пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте 8 - 17 лет в совокупности увеличат доходы населения более чем на 1,5 трлн рублей (в годовом выражении).
Рост социальных выплат в совокупности со сдержанным влиянием шока на трудовые доходы граждан поддерживают потребительскую активность, что снижает риски глубокого циклического провала.
В целом реализация программ поддержки, наряду с другими мерами контрциклической политики, позволяет избежать развития событий по негативному сценарию. Сокращение экономики может оказаться не таким глубоким, а инфляция не такой высокой по сравнению с первоначальными прогнозами и экспертными оценками.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей