См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Особые экономические зоны (ОЭЗ)

Таблица 9. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Действует с 22.08.2005. ОЭЗ создаются на 49 лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- освобождение от уплаты налога на имущество,

- освобождение от уплаты земельного налога,

- пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

173

Наличие обязательств

Да (объем капитальных вложений от 120 млн руб., из которых не менее 40 млн руб. в течение 3 лет со дня заключения соглашения).

За период анализа (2017 - 2021 годы) общее количество резидентов <12> в ОЭЗ составило 1108 (без учета ОЭЗ туристско-рекреационного типа), из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 713 <13> резидентов.

--------------------------------

<12> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<13> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (124 резидента), или нулевого значения показателя выручки (271 резидент).

Выручка и количество резидентов

Выпадающие доходы государства

00000036.png

00000037.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

Капитальные вложения

Численность сотрудников

00000038.png

00000039.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по производству лекарственных препаратов и материалов (14,4%), производству автотранспортных средств (9,0%), а также производству элементов электронной аппаратуры (7,5%). Объем капитальных вложений резидентов ОЭЗ, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год вырос в 1,8 раза, численность сотрудников - в 1,5 раза.

С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 5,7 млрд руб. до 13,6 млрд руб. (в 2,4 раза).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 35,4%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 34 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 10. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд 00000040.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

21.20

Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

58,4

46,2%

78,2%

32,1%

48,3%

16.2

Производство изделий из дерева, пробки, соломки и материалов для плетения

17,7

37,5%

46,1%

25,2%

22,2%

17.22

Производство бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения

12,0

19,4%

16,2%

15,6%

13,2%

23.1

Производство стекла и изделий из стекла

6,2

25,8%

18,7%

14,6%

9,4%

10.91

Производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах

5,3

25,5%

30,1%

14,3%

13,7%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год.

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

Таким образом, режим ОЭЗ требует "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.

Дополнительно отмечаем, что:

- в настоящее время отсутствует механизм по обеспечению достоверности предоставляемой резидентами ОЭЗ отчетной информации о выполнении контролируемых показателей, а также зависимость получения налоговых льгот от выполнения резидентом контролируемых показателей по соглашению,

- низкий уровень ответственности ключевых инвесторов по реализации проектов, в том числе требующих вложений в инфраструктуру со стороны государства (например, создается дорогостоящая инфраструктура, при этом в случае отказа якорного резидента ОЭЗ от реализации инвестиционного проекта или изменения его индикативных условий, указанная инфраструктура остается невостребованной).