См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

В 2023 - 2025 гг. решение задач по развитию обязательного медицинского страхования направлено на обеспечение сбалансированности и устойчивости системы, дальнейшее укрепление ее финансовой стабильности, создание условий для реализации переданных полномочий субъектам РФ по организации обязательного медицинского страхования с целью повышения доступности и качества медицинской помощи, развитие высокотехнологической медицинской помощи, повышение эффективности бюджетных расходов.

Увеличение доходов ФОМС будет осуществляться за счет поступающих сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, налоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Дополнительным источником увеличения поступлений будет являться вовлечение в экономику самозанятых граждан.

Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения определено с учетом вступающих в силу с 1 января 2023 г. Федеральных законов от 14.07.2022 N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" и N 264-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 1 статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации", предусматривающих введение единого тарифа страхового взноса для государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов в размере 30% и свыше установленной единой предельной величины базы - 15,1%, норматива отчислений в ФОМС - 18,3%.

На период 2023 - 2025 гг. поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения по основной категории плательщиков будет исчисляться в пределах установленной единой предельной величины базы по тарифу 5,49%, свыше установленной единой предельной величины базы - 2,7633%.

Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, определено исходя из среднегодовой численности данной категории плательщиков, совокупного фиксированного размера 45 842 рублей и норматива отчисления в ФОМС - 19,8922%.

Для плательщиков, производящих выплаты в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей, объем поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения определен по тарифу 5,1%.

Выпадающие доходы бюджета ФОМС в связи с применением отдельными категориями плательщиков страховых взносов пониженных взносов компенсируются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Бюджетом ФОМС предусматривается ежегодное увеличение объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (увеличение на темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Российской Федерации на год, предшествующий году, на который рассчитывается тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, и индекс потребительских цен коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг к тарифу страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 18 864,6 рублей).

Обеспечение расходных обязательств регионов, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на их территории для получения качественной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, будет осуществляться путем предоставления субвенций из бюджета ФОМС бюджетам территориальных ФОМС. Размер субвенций планируется ежегодно увеличивать.

Таблица 4.3.2. Основные характеристики бюджета ФОМС в 2019 - 2025 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021

2022 <*>

2023

2024

2025

Доходы

2 124,0

2 392,7

2 631,4

2 864,4

3 135,4

3 366,0

3 591,9

Страховые взносы на ОМС

2 043,0

2 132,8

2 316,1

2 507,5

2 686,4

2 896,6

3 104,9

Трансферты из ФБ

79,0

247,7

294,9

326,0

429,4

448,0

463,5

в т.ч. на выпадающие доходы

9,0

12,0

35,5

47,5

149,4

161,7

170,7

Расходы

2 186,7

2 360,5

2 569,5

2 871,3

3 219,3

3 433,7

3 612,0

Дефицит/профицит

-62,7

32,2

61,9

-7,0

-83,9

-67,7

-20,1

--------------------------------

<*> Оценка.