Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы <1>, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне от 29% до 32% ВВП).
--------------------------------
<1> Налоговые доходы бюджетной системы рассчитываются как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей.
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2015 - 2021 гг.
прочие налоги и сборы <*> |
--------------------------------
<*> Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство.
В 2021 году налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации составила 32,29%, что соответствует доковидным уровням в 2018 и 2019 годах (32,72% и 32,42%).
Основное увеличение по сравнению с 2020 годом произошло по налогам на углеводородные ископаемые - налогу на добычу полезных ископаемых с 3,68% до 5,60% к ВВП, рост соответственно составил 1,9 п.п. Данные изменения обусловлены стабилизацией и ростом цен на углеводороды на сырьевых рынках после их восстановления от последствий пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году.
Кроме того, по мере восстановления деловой активности налоговые доходы увеличились в части налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин, по которым суммарное увеличение составило около 2 п.п.
Существенно снизилась налоговая нагрузка на заработную плату: по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам суммарное снижение составило почти 1 п.п., что также связано с последствиями пандемии коронавирусной инфекции и оказываемыми мерами поддержки населению.
Значительное снижение налоговой нагрузки произошло в части акцизов - на 1,2 п.п. по сравнению с 2020 годом вследствие возмещения акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.
Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2021 году существенно не менялся.
Распределение уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации представлено в Таблице 2.
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2015 - 2021 гг.
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
|||||||
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Доля ненефтегазовых доходов в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизилась на 0,7 п.п. и составила 24,55% к ВВП.
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджетную систему, за последние 7 лет не превышал 1% к ВВП. В 2021 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,91% к ВВП. Таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,20% к ВВП (таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2015 - 2021 гг.
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом стоит отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР в 2015 - 2020 гг.
(оценка) |
||||||
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965 - 2020
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза в 2015 - 2021 гг.
Источники данных: Международный валютный фонд (https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/April)
Разница в значениях уровня налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (в 2021 году - 37,04%) и рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (в 2021 году - 32,29%) обусловлена различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов (например, могут отличаться механизмы учета таможенных пошлин, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, взносов на обязательное социальное страхование).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей