См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Особая экономическая зона в Калининградской области (ОЭЗ Калининград)

Таблица 13. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Действует с 01.04.2006 по 31.12.2045.

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- пониженная ставка по налогу на имущество,

- пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

118

Наличие обязательств

Да (капитальные вложения в первые 3 года не менее 150 млн руб., в ряде отраслей - от 1 млн руб.)

За период анализа (2017 - 2021 годы) общее количество резидентов <16> ОЭЗ Калининград составило 331, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 270 <17> резидентов.

--------------------------------

<16> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<17> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (27 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (34 резидента).

Выручка и количество резидентов

Выпадающие доходы государства

00000046.png

00000047.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

Капитальные вложения

Численность сотрудников

00000048.png

00000049.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по производству автотранспортных средств (47,9%), производству готовых кормов для животных (13,2%), а также производству масел и жиров (10,4%). Объем капитальных вложений резидентов ОЭЗ Калининград, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год вырос в 1,8 раза, численность сотрудников - в 1,4 раза.

С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 4,2 млрд руб. до 9,2 млрд руб. (в 2,2 раза).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 21,5%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 20 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 14. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд 00000050.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

10.9

Производство готовых кормов для животных

69,4

3,7%

11,3%

5,9%

15,5%

68.20

Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

10,6

72,7%

114,9%

72,5%

88,9%

52.29

Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками

5,5

30,1%

30,2%

34,0%

36,7%

26.40

Производство бытовой электроники

5,3

-0,1%

3,4%

5,4%

17,4%

21.20

Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

4,5

33,7%

41,0%

37,4%

45,2%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год.

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что в отраслях по производству готовых кормов для животных и производству бытовой электроники, несмотря на невысокие значения операционной рентабельности в целом за период, уровень инвестиционной активности у налогоплательщиков из данных отраслей является невысоким.

Таким образом, режим ОЭЗ Калининград требует "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР. В частности, для отраслей из сектора оказания услуг (аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками), целесообразно взаимоувязать объем предоставляемых льгот с объемом капитальных вложений для стимулирования инвестиционной активности.

Дополнительно отмечаем:

- короткий срок подтверждения объема заявленных инвестиций (в первые 3 года) по сравнению с периодом предоставления налоговых льгот в рамках режима. Таким образом, у резидента отсутствуют обязательства по дальнейшему развитию производства и вложению инвестиций,

- учитывая эксклавное расположение Калининградской области, в целях недопущения необоснованного предоставления преференций резидентам-перевозчикам, требуется дополнительная проработка механизмов контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов ОЭЗ Калининград, в том числе необходимо разработать перечень показателей для оценки эффективности их деятельности. В целях недопущения возникновения дополнительных выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации целесообразно рассматривать предложения по нормативному регулированию режима ОЭЗ Калининград комплексно.