Реализация бюджетной политики в 2021 и 2022 годах происходила в принципиально разных условиях.
В 2021 году завершался переходный период нормализации бюджетной политики после контрциклического смягчения в период пандемии: по мере восстановления деловой активности и повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам антиковидные программы завершались, а акцент смещался на средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны. Первичный структурный дефицит (при базовой цене на нефть, без учета расходов на обслуживание госдолга) оставался на повышенном уровне - 1,2% ВВП, но был более чем вдвое ниже значения 2020 года.
При исполнении бюджета дополнительные финансовые ресурсы направлялись на мероприятия и программы, позволяющие ускорить достижение национальных целей развития. В частности, импульс придали мероприятия Послания Президента Федеральному Собранию 2021 года, а также проекты, сформированные в рамках стратегических инициатив Правительства.
Такой подход, прежде всего, был направлен на реализацию ключевой задачи бюджетной политики - повышение благосостояния и улучшение качества жизни граждан посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В 2022 году условия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с обострением геополитических противоречий. Введение беспрецедентных экономических и финансовых санкций западными странами было направлено, с одной стороны, на дестабилизацию финансовой системы, а с другой стороны, на нанесение ущерба экономическому потенциалу страны вследствие разрыва устоявшихся хозяйственных связей.
В связи с этим экономическая политика в этот период в первую очередь ориентирована на (1) обеспечение финансовой и ценовой стабилизации при поддержке доходов уязвимых категорий граждан и (2) содействие скорейшей адаптации (в т.ч. перестройке хозяйственных связей) с минимальными потерями для потенциала развития и сохранением рабочих мест. В части бюджетной политики это предполагает:
1. Обеспечение финансовой устойчивости.
Этому способствовали заблаговременно созданные в предшествующие годы институты ответственной макроэкономической политики - "бюджетные правила", обеспечивающие устойчивость государственных финансов, сбалансированная денежно-кредитная политика.
Важную роль также сыграли заблаговременное укрепление суверенной финансовой инфраструктуры (НСПК, СПФС, расчеты в нацвалютах) и стабилизационные мероприятия (временное повышение % ставок, контроль за потоками капитала, насыщение ликвидностью и капиталом финансовой системы и др.).
Обеспечение финансовой и ценовой стабилизации в результате создали условия для проведения эффективной контрциклической бюджетной политики - даже в условиях беспрецедентного внешнего давления.
2. Обеспечение контрциклической направленности бюджетной политики в целях минимизации влияния вынужденной перестройки хозяйственных связей на средне-(долго)срочный потенциал экономики.
- Дополнительные расходы на финансирование антикризисных программ, наряду со встроенными контрциклическими механизмами обеспечивают соразмерность бюджетного импульса масштабам шока.
Совокупный фискальный импульс ожидается в размере более 8 трлн рублей.
- Фокус программ поддержки на предоставлении доступных финансовых ресурсов, содействии обеспечению импортным оборудованием и комплектующими, поддержке базовых отраслей промышленности и наиболее уязвимых категорий граждан, наряду с их своевременностью повышает действенность бюджетного импульса.
Это позволяет избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, обеспечить условия для перестройки хозяйственных связей с минимальными потерями для потенциала развития страны.
Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2021 - 2022 годах по отдельным целям и направлениям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей