В настоящее время система мониторинга климатически активных веществ в Российской Федерации включает станции наблюдения за составом атмосферы, систему оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов и отдельные исследования потоков климатически активных веществ в естественных экосистемах.
Оценка содержания климатически активных веществ в атмосфере на территории Российской Федерации осуществляется государственной наблюдательной сетью, находящейся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в соответствии с программой Всемирной метеорологической организации "Глобальная служба атмосферы". Получаемые данные обобщаются и ежегодно публикуются в тематических бюллетенях Всемирной метеорологической организации. Метрологическая прослеживаемость измерений и сопоставимость данных наблюдений глобальной сети в рамках программы Всемирной метеорологической организации "Глобальная служба атмосферы" обеспечиваются с помощью эталонной базы Всемирной метеорологической организации. Унифицированные данные наблюдений, полученные в ходе реализации программы Всемирной метеорологической организации "Глобальная служба атмосферы", служат для получения оценок потоков основных климатически активных веществ (метан и углекислый газ) и валидации спутниковых данных на региональном уровне.
В Российской Федерации метрологическое соответствие программе Всемирной метеорологической организации "Глобальная служба атмосферы" обеспечивается для следующих параметров:
концентрация метана и углекислого газа;
Мониторинг концентрации метана и углекислого газа выполняется на 5 станциях государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: Териберка (Кольский полуостров, побережье Баренцева моря), Тикси (Арктическое побережье, море Лаптевых, залив Сого), Новый Порт (полуостров Ямал, берег Обской губы), Воейково (пригород Санкт-Петербурга), а также на станции комплексного фонового мониторинга в Приокско-Террасном биосферном заповеднике (Серпуховский район Московской области). Результаты наблюдений на станциях Териберка и Тикси направляются в соответствующий Мировой центр данных Всемирной метеорологической организации. Наблюдения за общим содержанием озона и химическим составом осадков осуществляются на 28 и 10 станциях соответственно, а данные этих наблюдений также направляются в соответствующие Мировые центры данных Всемирной метеорологической организации.
Отмечается необходимость анализа состояния российской инфраструктуры фонового мониторинга, включая сети международных программ трансграничного мониторинга загрязнения атмосферы, потребностей в расширении сети станций наблюдения государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и выполняемых программ наблюдений, включая оценку технической оснащенности станций наблюдения государственной наблюдательной сети и определение возможностей для использования отечественного оборудования.
В целях выполнения обязательств Российской Федерации по Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Парижскому соглашению по климату формируется Национальный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (далее - Национальный кадастр), который состоит из Национального доклада о Национальном кадастре и таблиц данных в стандартизированном международном формате, содержащих количественную информацию по выбросам и абсорбции (поглощению) парниковых газов. Для подготовки Национального кадастра с 2006 года функционирует российская система оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов.
Национальный кадастр содержит данные о выбросах и абсорбции парниковых газов антропогенного происхождения и является одной из форм международной отчетности Российской Федерации, публикуемой на ежегодной основе, и представляется с 2007 года в секретариат Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в г. Нью-Йорке 9 мая 1992 г.).
Оценки выбросов и абсорбции ведутся по секторам экономики с 1990 года и охватывают всю территорию Российской Федерации. Данные Национального кадастра формируются расчетным путем на основании национальной или ведомственной статистической отчетности с использованием конверсионных коэффициентов для пересчета данных о хозяйственной деятельности в величины эмиссии и поглощения парниковых газов (далее - конверсионные коэффициенты). В качестве исходных данных в секторе экономики "Землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство" допускается использование данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Применение конверсионных коэффициентов допускается только после их апробации в соответствии с методологией Межправительственной группы экспертов по изменению климата (создана в 1988 году Всемирной метеорологической организацией и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде).
В соответствии с положениями Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата национальные кадастры проходят процедуру международного рассмотрения (рецензирования), что обеспечивает международное признание данных, представленных в этих кадастрах. Функционирующая в настоящее время система оценки антропогенных выбросов и абсорбции позволяет формировать Национальный кадастр и обеспечивать его международное рецензирование.
Вместе с тем расчетный подход необходимо усовершенствовать с точки зрения получения объективных данных о выбросах и абсорбции парниковых газов, особенно в лесах и иных управляемых экосистемах, путем:
уточнения и расширения существующих наборов статистических данных, на основании которых рассчитываются выбросы и поглощения парниковых газов, включая верификацию таких данных с помощью прямых измерений;
расширения сети наземных пунктов наблюдений за климатически активными веществами и способов дистанционного определения концентрации этих веществ в атмосфере (в том числе с целью верификации расчетных данных Национального кадастра);
получения новых и (или) уточнения имеющихся конверсионных коэффициентов и расчетных методик и моделей в результате проведения репрезентативных научных исследований на основе наземных и дистанционных наблюдений.
Кроме этого, необходимо расширение существующего мониторинга отдельных климатически активных веществ, в частности создание системы мониторинга и оценки выбросов мелкодисперсных твердых частиц, содержащих углерод, с учетом новых возможностей современных средств измерений и технологий обработки информации о состоянии окружающей среды.
В России имеется опыт наблюдений за балансом углерода в лесных и болотных экосистемах на основе различных методических подходов. Однако на национальном уровне не сформирована единая система мониторинга потоков климатически активных веществ и запасов углерода в лесах и иных экосистемах, что приводит к высокой неопределенности оценок поглощающей способности в целом по территории Российской Федерации.
Достоверная оценка площади, состояния природных экосистем Российской Федерации (леса, степи, тундра, лесотундра, лесостепи, водно-болотные угодья, зарастающие древесно-кустарниковой растительностью заброшенные сельскохозяйственные угодья) и их способности поглощать климатически активные вещества требует проведения разнообразных научных исследований, в том числе специализированных наблюдений на полигонах, охватывающих экосистемы в различных климатических зонах. Для организации регулярного сбора объективных данных необходима интеграция наземных наблюдений, методов и данных дистанционного зондирования Земли из космоса, усовершенствованных расчетных алгоритмов.
Наряду с прямыми наблюдениями современные системы мониторинга используют высокотехнологичные компоненты физико-математического моделирования, позволяющие оценивать потоки климатически активных веществ и запасов углерода в различных экосистемах, а также проводить глобальные и региональные ретроспективные анализы климатических характеристик атмосферы, суши и океанов. Такие инструменты моделирования позволяют восполнять недостающие данные наблюдений.
Для проведения мониторинга потоков климатически активных веществ и запасов углерода на территориях и акваториях Российской Федерации, а также в целом по климатической системе, Мировому океану и морям Российской Федерации необходимо решить задачи оптимального (репрезентативного) размещения площадок наблюдений во всех основных типах экосистем и формирования программы наблюдений, учитывающей особенности определения потоков климатически активных веществ и запасов углерода в репрезентативных ландшафтах. Решению этих задач будут способствовать результаты, получаемые в рамках Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 г. N 133 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы" (далее - Программа), и важнейшего инновационного проекта государственного значения "Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ" (далее - проект).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей