Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.

Врезка 7. Программы льготного кредитования

ВРЕЗКА 7.

ПРОГРАММЫ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Значимым фактором функционирования российского кредитного рынка являются программы льготного кредитования, связанные преимущественно с субсидированием процентной ставки по кредиту. Подобные программы используются в России с начала XXI века (программы льготного сельхозкредитования и авиализинга действовали уже в 2002 - 2003 годах). Однако массовость они приобрели только во второй половине 2010-х годов. Снижение уровня инфляции и рост ее предсказуемости способствовали распространению долгосрочного кредитования: если в 2001 году на кредиты сроком свыше 3 лет приходилось лишь 6 - 7% портфеля рублевых кредитов нефинансовым организациям, в 2015 году этот показатель составлял уже 43 - 46%). Компании развивали свои бизнес-модели, более активно используя заемные средства, и в этих условиях возросла эффективность программ льготного кредитования.

В 2015 - 2019 годах действовал ряд крупных программ льготного кредитования (семейная ипотека, льготное сельхозкредитование и кредитование малого и среднего бизнеса) и несколько десятков специализированных программ, связанных с поддержкой отдельных отраслей, регионов и даже инфраструктурных проектов. Наиболее массовая модель их реализации использует субсидирование кредиторов: банки выдают заемщику кредит по определенной условиями программы льготной ставке, существенно уступающей рыночному уровню, они же получают проценты по этой ставке, а государственные органы, ответственные за реализацию программы, в дальнейшем перечисляют банку-кредитору субсидию, компенсирующую недополученную прибыль. Как правило, субсидия рассчитывается на основе ключевой ставки Банка России. Такая модель весьма привлекательна для банков, поскольку позволяет не только получить доход, но и защититься от процентного риска. При повышении ключевой ставки рост процентных расходов по депозитам компенсируется увеличением получаемой субсидии. Поэтому, стремясь нарастить кредитование в рамках льготных программ, многие банки предлагают заемщикам скидку от ставки кредитования, определенной условиями программы льготного кредитования.

В последние годы льготные программы стали одним из основных инструментов стимулирования экономической активности и смягчения последствий внешних шоков. В частности, в период нестабильности, связанный с пандемией COVID-19, были введены программы льготного кредитования на сохранение занятости (так называемые программы ФОТ 0, ФОТ 2.0 и ФОТ 3.0), а также программа льготной ипотеки для неограниченного круга заемщиков. В 2022 году, чтобы смягчить последствия ограничительных мер, были предложены крупные программы льготного кредитования для системно значимых предприятий и импортеров приоритетной продукции, продлена программа льготной ипотеки на новостройки и запущен ряд специализированных программ. Доля льготных кредитов в кредитном портфеле в тот период резко увеличилась.

Широкое использование программ льготного кредитования связано со способностью этого инструмента приводить к локальному росту спроса, многократно превосходящему бюджетные расходы, что можно обозначить как мультипликатор субсидий. Этот эффект наиболее заметен при субсидировании ставок по краткосрочным кредитам: к примеру, субсидия, снижающая ставку по полугодовому кредиту на 8 п.п., позволяет нарастить кредитование на сумму, в 25 раз превышающую расходы на субсидирование, по однолетнему кредиту - в 12 раз <1>. В то же время при предоставлении аналогичной субсидии по кредиту на 15 лет итоговые расходы на субсидирование ставки могут превышать прирост кредитования.

--------------------------------

<1> Данная оценка основана на предположении, что все кредиты по льготной ставке привлекаются заемщиками, которые не стали бы привлекать их на рыночных условиях. Мониторинг реализации программ льготного кредитования свидетельствует о том, что часть подобных кредитов привлекается заемщиками, готовыми платить проценты по рыночной ставке. Поэтому фактический эффект программ льготного кредитования на внутренний спрос ниже приведенных оценок.

Ставки по льготным кредитам, как правило, не зависят от денежно-кредитной политики, смягчая денежно-кредитные условия в экономике и "зашумляя" функционирование процентного канала трансмиссионного механизма. По оценкам Банка России, к середине 2022 года кредиты, выданные в рамках льготных корпоративных программ, составляли не менее 12,5% портфеля рублевых корпоративных кредитов (свыше 5,0 трлн рублей). На рынке ипотеки эти показатели превышали 20% и 2,5 трлн рублей соответственно <2>. Смягчение денежно-кредитных условий, вызванное растущими объемами льготных операций, относится к числу немонетарных факторов, учитываемых Банком России при разработке и проведении денежно-кредитной политики.

--------------------------------

<2> В существующих источниках финансовой информации, включая банковскую отчетность, отсутствуют унифицированные сведения о накопленном объеме льготных кредитов. Приведенные в тексте врезки и на графиках показатели задолженности по льготным кредитам представляют собой оценки Банка России на основе данных из разных источников.

Льготные кредиты - не единственная нерыночная составляющая кредитного портфеля банков. В частности, объемы кредитования аффилированных заемщиков до недавнего времени превышали объемы льготного кредитования. Однако большая часть таких операций приходится на кредитование финансовых организаций, входящих в одну группу с банком. В сегменте кредитования нефинансовых заемщиков влияние этого фактора невелико. Кроме того, предлагая аффилированным заемщикам более привлекательные ценовые и неценовые условия, банк руководствуется теми же соображениями максимизации прибыли, что и при рыночном кредитовании. Однако в этом случае банк, наряду с процентами по кредиту, располагает другими источниками прибыли (дивиденды, доход от общих с заемщиком проектов и так далее). Поэтому изменения ключевой ставки в конечном итоге влияют на ставки и объемы кредитования аффилированных заемщиков. Такие операции усложняют функционирование процентного и кредитного каналов трансмиссионного механизма, но не препятствуют ему.

Чем шире круг заемщиков и дольше срок программы льготного кредитования, тем большие макроэкономические дисбалансы она может порождать. С одной стороны, чтобы ослабить проинфляционный эффект таких программ, Банк России вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику, и снижение ставки для одних групп заемщиков сопровождается повышением для всех остальных. С другой стороны, субсидии, обеспечивающие снижение кредитных ставок, выплачиваются за счет средств бюджета (то есть налогов, собираемых со всей экономики), представляя собой механизм перераспределения средств между различными группами экономических субъектов. Это имеет особое значение при субсидировании ставок по долгосрочным кредитам, так как расходы на субсидии в течение длительного времени остаются нагрузкой на бюджет, снижая возможности проведения гибкой бюджетной политики.

В связи с этим Банк России полагает целесообразным поддерживать национальную экономику в целом, в том числе путем достижения предсказуемо низкой инфляции и, соответственно, доступности инвестиционных ресурсов. Программы же льготного кредитования могут быть эффективны при поддержке небольших групп социально значимых заемщиков (региональных или отраслевых) или при стимулировании восстановления спроса в периоды спада в экономике (при условии сворачивания программ по достижении цели).

СТРУКТУРА ПОРТФЕЛЯ КРЕДИТОВ

(%)

Рис. В-7-1

00000026.jpg

Источники: Банк России, ДОМ.РФ.

СТРУКТУРА ПОРТФЕЛЯ ЛЬГОТНЫХ РУБЛЕВЫХ КОРПОРАТИВНЫХ КРЕДИТОВ

(млрд руб.)

Рис. В-7-2

00000027.jpg

Источник: Банк России.