Требования, утв. данным документом, действуют до 01.09.2027.

II. Требования, предъявляемые к техническому состоянию самоходных машин и других видов техники

II. Требования, предъявляемые к техническому состоянию

самоходных машин и других видов техники

3. Тормозная система:

а) тормозные системы должны соответствовать показателям эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении:

для тракторов и машин самоходных сельскохозяйственных - согласно пункту 3.17 ГОСТ 12.2.019-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности" (далее - ГОСТ 12.2.019-2015);

для прицепов и полуприцепов тракторных - согласно пунктам 5.5 - 5.8 ГОСТ 10000-2017 "Межгосударственный стандарт. Прицепы и полуприцепы тракторные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ 10000-2017);

для самоходных дорожно-строительных машин - согласно пунктам 4.1 - 4.6 ГОСТ Р ИСО 3450-99 "Государственный стандарт Российской Федерации. Машины землеройные. Тормозные системы колесных машин. Требования к эффективности и методы испытаний";

для снегоходов - согласно пункту 4.1 ГОСТ 34066-2017 "Межгосударственный стандарт. Снегоходы. Технические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ 34066-2017);

для снегоболотоходов - согласно пункту 4.1 ГОСТ 34065-2017 "Межгосударственный стандарт. Снегоболотоходы. Технические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ 34065-2017);

для тракторов малогабаритных - согласно пункту 4.20 ГОСТ 12.2.140-2004 "Межгосударственный стандарт. Тракторы малогабаритные. Общие требования безопасности";

для квадрициклов - согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 51815-2001 "Государственный стандарт Российской Федерации. Квадрициклы. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 51815-2001);

для мотовездеходов - согласно пунктам 4.1 - 4.2 ГОСТ Р 52008-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52008-2003);

для погрузчиков, штабелеров - согласно пунктам 3.2 и 4.1 ГОСТ Р 51348-99 (ИСО 6292-96) "Государственный стандарт Российской Федерации. Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования";

б) рабочая тормозная система тракторных поездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть в активном состоянии;

в) неисправность устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы не допускается;

г) подтекание тормозной жидкости и (или) нарушение герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе не допускается;

д) коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением тормозных трубопроводов, не допускается;

е) механическое повреждение тормозных трубопроводов не допускается;

ж) наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе не допускается;

з) средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода и устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть в работоспособном состоянии;

и) набухание тормозных шлангов под давлением и (или) наличие трещин на них и видимых мест перетирания не допускаются;

к) не допускаются перегиб пневматической трубки (шланга), влекущий за собой уменьшение полезной площади пропускного сечения, а также установка трубки (шланга) с полезной площадью пропускного сечения иного, чем определено изготовителем;

л) неисправность (низкая производительность) компрессора тормозной системы, приводящая к низкому давлению в системе тормозов, не допускается;

м) подключение в пневматический контур рабочей или стояночной тормозной системы с целью отбора сжатого воздуха не допускается;

н) неработоспособность рабочей тормозной системы не допускается;

о) утечка гидравлической жидкости из соединений и элементов гидравлической системы не допускается;

п) расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода тракторных поездов должны исключать их повреждение при взаимном перемещении трактора и прицепа (полуприцепа);

р) свободный ход тормозных педалей не должен превышать значения, установленные изготовителем;

с) различная величина свободного хода тормозных педалей не допускается;

т) утечка сжатого воздуха из соединений и элементов тормозной системы, в том числе стояночной, не допускается.

4. Рулевое управление:

а) изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии) не допускается;

б) самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе не допускается;

в) суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельные значения, установленные изготовителем в эксплуатационной документации, или в случае отсутствия значений, установленных изготовителем, - следующие предельные значения:

для тракторов, включая малогабаритные, и машин самоходных сельскохозяйственных - не более 25 градусов;

для снегоходов и снегоболотоходов - не более 15 градусов;

г) повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем (в эксплуатационной документации), не допускаются;

д) резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем;

е) люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается;

ж) устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть в работоспособном состоянии;

з) применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается;

и) максимальный угол поворота рулевого колеса (руля) должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией самоходной машины;

к) свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота не должен отклоняться от значений, установленных изготовителем;

л) для гусеничных и колесных машин с бортовым поворотом должен обеспечиваться полный разрыв потока мощности в сторону поворота при полном перемещении рычага управления на себя.

5. Устройства освещения и световой сигнализации:

а) применение устройств освещения и световой сигнализации определяется:

для сельскохозяйственных и лесных тракторов - согласно пунктам 5.1 - 5.6 ГОСТ 12.2.019-2015;

для снегоходов - согласно пунктам 4.5.1 - 4.5.5 ГОСТ 34066-2017;

для снегоболотоходов - согласно пунктам 4.5.1 - 4.5.5 ГОСТ 34065-2017. При этом допускается отсутствие фонаря заднего хода, если его установка не предусмотрена изготовителем;

для прицепов и полуприцепов тракторных - согласно пункту 4.1.12 ГОСТ 10000-2017;

для квадрициклов - согласно пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ Р 51815-2001;

для мотовездеходов - согласно пунктам 4.16 и 4.16.1 ГОСТ Р 52008-2003;

б) использование спереди самоходной машины световых приборов с огнями красного цвета или световозвращателей красного цвета, а сзади - белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, не допускается;

в) на самоходных машинах, выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, а также на самоходных машинах, передвигающихся по дорогам общего пользования со скоростью 20 километров в час и более и имеющих ширину более 2,55 метра, должны устанавливаться специальные световые сигналы (проблесковые маячки) желтого или оранжевого цвета. Количество и расположение проблесковых маячков должны обеспечивать их видимость на 360 градусов в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света;

г) сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и работать в постоянном режиме.

6. Обзорность, остекление, стеклоочистители и зеркала заднего вида:

а) самоходные машины, имеющие кабину, должны оснащаться не менее чем одним стеклоочистителем на ветровом стекле;

б) применение стеклоочистителей и стеклоомывателей для сельскохозяйственных и лесных тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин должно соответствовать пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ 12.2.120-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности";

в) стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зону очистки стекла;

г) тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины, а также внедорожные автотранспортные средства должны укомплектовываться не менее чем одним (слева) зеркалом заднего вида;

д) в случае оснащения снегохода зеркалами заднего вида их конструкция и установка должны отвечать требованиям, установленным пунктом 4.10.11 ГОСТ 34066-2017;

е) снегоболотоходы должны быть оборудованы устройствами непрямого обзора (2 боковых зеркала и одно центральное зеркало заднего вида или заменяющие их устройства). Их конструкция и установка должны отвечать требованиям, установленным пунктом 4.11.5 ГОСТ 34065-2017;

ж) не допускается эксплуатация самоходных машин при отсутствии либо повреждении (трещинах) зеркал, предусмотренных конструкцией самоходной машины;

з) наличие трещин на ветровых стеклах в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается;

и) светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70 процентов для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади;

к) при условии установки на самоходную машину 2 внешних зеркал заднего вида светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителя сзади, не нормируется.

7. Шины и колеса:

а) шины не должны иметь внешние повреждения (пробоины, порезы, разрывы), обнажающие корд, расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;

б) запрещается эксплуатация колесной техники с шинами, остаточная высота почвозацепов (рисунка протектора) которых менее:

10 миллиметров - для ведущих колес тракторов тягового класса 3 тонны и выше;

10 миллиметров - для управляемых колес тракторов тягового класса 3 тонны и выше;

5 миллиметров - для ведущих колес тракторов тягового класса до 2 тонн включительно;

2 миллиметров - для управляемых колес тракторов тягового класса до 2 тонн включительно;

1 миллиметра для колес прицепов;

в) отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес не допускается;

г) наличие трещин на дисках и ободьях колес, а также следов устранения их сваркой не допускается;

д) видимое нарушение формы и (или) размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускается;

е) шины по размеру или допустимой нагрузке должны соответствовать модели самоходной машины, прицепа (полуприцепа) к самоходной машине;

ж) установка на одной оси шин различных размеров, конструкций, моделей или с разными рисунками протектора не допускается;

з) давление в шинах не должно превышать значение, указанное в маркировке шин. Разность давлений в левых и правых шинах должна быть не более 0,01 мегапаскаля (0,1 килограмма-силы на квадратный сантиметр);

и) не подлежат дальнейшей эксплуатации шины:

с предельным износом протектора, установленным изготовителем;

с вытянутыми (деформированными) бортами с изломом или разрушением металлического кольца борта;

с расслоением в каркасе, отслоением протектора, кольцевым разрушением или изломом слоев каркаса;

подвергшиеся длительному воздействию нефтепродуктов (масла, бензина, керосина, нефти) или других веществ, вызывающих набухание резины;

со сквозным повреждением диаметром свыше 10 миллиметров;

к) не подлежат дальнейшей эксплуатации колеса, имеющие:

деформации, трещины, заусенцы и ржавчину деталей обода, контактирующих с шиной;

трещины сварных швов в конусах основания обода и в местах соединения посадочных колец и диска с конусами основания обода;

погнутости дисков.

8. Гусеничные цепи.

Запрещается эксплуатация самоходных машин на гусеничном ходу:

с превышением значений провисания гусеничных цепей, предусмотренных изготовителем, а если такое значение отсутствует - провисание не должно превышать 65 миллиметров;

с различающимся числом звеньев в левой и правой гусеничных цепях;

с наличием трещин и изломов в звеньях гусеничной цепи;

с превышением значения разности провисания левой и правой гусеничных цепей, предусмотренной изготовителем, а если такое значение отсутствует - разность провисания не должна превышать 5 миллиметров.

9. Топливная система:

а) подтекание и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей не допускаются;

б) запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть в работоспособном состоянии;

в) система питания самоходных машин, предназначенная для работы на компримированном природном газе, сжиженном природном газе и сжиженном углеводородном газе, должна быть герметична;

г) на наружную поверхность газовых баллонов самоходных машин, оснащенных такой системой питания, должны наноситься их паспортные данные, в том числе дата действующего и последующего освидетельствований;

д) использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования не допускается.

10. Выпускная система:

а) содержание вредных веществ в отработавших газах самоходных машин с бензиновыми двигателями и дизельными двигателями должно соответствовать требованиям, предусмотренным изготовителем;

б) содержание окиси углерода в отработавших газах при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя снегоходов, четырехколесных внедорожных мототранспортных средств и снегоболотоходов не должно превышать 4,5 процента (в объемных долях);

в) выпускные системы двигателей должны быть исправными и комплектными, а также обеспечивать гашение искр в отработавших газах. В местах соединения прорыв газов и искр не допускается.

11. Спутниковые системы.

С 1 января 2025 г. запрещается эксплуатация лесопожарной и лесозаготовительной техники при отсутствии или неисправности технических средств контроля, обеспечивающих возможность получения формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить траекторию движения указанной техники.

12. Прочие устройства:

а) замки дверей кабины, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренные конструкцией, должны быть в работоспособном состоянии;

б) запоры бортов грузовой платформы прицепов и полуприцепов должны быть в работоспособном состоянии;

в) аварийные выходы и устройства приведения их в действие, приборы внутреннего освещения кабины должны быть в работоспособном состоянии;

г) предусмотренные конструкцией самоходных машин звуковые сигналы должны быть исправными:

звуковой сигнал при приведении в действие органа его управления должен издавать непрерывный и монотонный звук;

уровень звука сигнала должен быть в пределах 90 - 112 децибел при заглушенном двигателе;

д) на прицепах и полуприцепах должны устанавливаться задние защитные устройства, предусмотренные конструкцией;

е) тракторные прицепы и полуприцепы должны оборудоваться работоспособными предохранительными приспособлениями (цепями, тросами);

ж) длина предохранительных цепей (тросов) должна предотвращать контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и при этом обеспечивать управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства;

з) прицепы (за исключением одноосных и роспусков) должны оборудоваться устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговой машиной;

и) деформация сцепной петли или дышла прицепа, нарушающая их положение относительно продольной центральной плоскости симметрии прицепа, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепной петли или дышла прицепа не допускаются;

к) самоходные машины должны оснащаться ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией. Ремни безопасности не должны иметь следующие дефекты:

надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;

замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;

лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);

при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки);

л) тракторы, самоходные дорожно-строительные, самоходные сельскохозяйственные машины (за исключением гусеничных), прицепы и полуприцепы должны укомплектовываться не менее чем 2 противооткатными упорами или деревянными брусками шириной свыше 30 процентов радиуса колеса, выполняющими функцию противооткатных упоров;

м) самоходные машины должны оснащаться:

не менее чем 1 порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 литров (при оснащении тракторов, самоходных дорожно-строительных, коммунальных машин, а также внедорожных автотранспортных средств);

не менее чем 2 порошковыми или хладоновыми огнетушителями емкостью не менее 2 литров (при оснащении самоходных сельскохозяйственных комбайнов);

огнетушитель должен быть опломбирован и на нем должен быть указан срок окончания использования, который не должен быть завершен;

на самоходных машинах должны быть предусмотрены места для надежного крепления переносных огнетушителей и противооткатных упоров;

н) аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на тракторах, самоходных дорожно-строительных машинах должны надежно закрепляться в местах, предусмотренных конструкцией;

о) колесные тракторы должны оборудоваться надколесными крыльями. Ширина этих устройств должна быть не менее ширины применяемых шин;

п) отсутствие предусмотренных конструкцией самоходных машин грязезащитных фартуков и брызговиков не допускается;

р) фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов, предназначенные для предотвращения их самопроизвольного опускания при движении, должны быть в работоспособном состоянии;

с) конструкция механизма подъема платформы самосвальных прицепов и полуприцепов должна обеспечивать невозможность превышения предельных значений угла подъема, установленных в конструкторской документации на конкретные модели, а также исключать их самопроизвольное опускание;

т) подтекание масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, мостов, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых гидравлических устройств не допускается;

у) предусмотренное конструкцией самоходной машины устройство, исключающее возможность запуска двигателя при включенной передаче, должно быть в работоспособном состоянии;

ф) движущиеся (вращающиеся) части самоходных машин (включая карданные, цепные, ременные, зубчатые передачи) должны быть огорожены защитными кожухами;

х) ослабление крепления кабины, двигателя, компрессора, пускового двигателя, облицовки, рабочих органов, других элементов конструкции не допускается ниже значений, установленных изготовителем;

ц) рычаги управления рабочими органами самоходных машин и орудия в заданных положениях должны обеспечиваться надежной фиксацией;

ч) замена аккумуляторных батарей, применяемых для запуска двигателя самоходной машины, а также аккумуляторных батарей самоходных машин с электроприводом на батареи, напряжение, масса или размеры которых отличаются от предусмотренных изготовителем, не допускается;

ш) предусмотренные конструкцией устройства, предотвращающие самопроизвольный запуск рабочих органов самоходных машин, должны быть в работоспособном состоянии;

щ) предохранительные муфты привода рабочих органов самоходных машин должны быть исправны и отрегулированы;

ы) предусмотренные конструкцией устройства для экстренного отключения рабочих органов и остановки двигателя должны быть в работоспособном состоянии;

э) предусмотренные конструкцией устройства для снятия статического электрического заряда должны быть в работоспособном состоянии;

ю) дисбаланс вращающихся частей самоходных машин, превышающий значения, установленные конструкторской документацией, не допускается.