7. Об организации отбора претендентов на назначение стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обучающимся по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики

7. Об организации отбора претендентов на назначение стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обучающимся по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.

Стипендии Президента Российской Федерации обучающимся по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, а также аспирантам (адъюнктам), обучающимся по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по очной форме обучения по научным специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики (далее - стипендии Президента Российской Федерации), установлены Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. N 1198.

С 2016 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 227 и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. N 854 назначение стипендий Президента Российской Федерации производится образовательной организацией. Критерии отбора претендентов на назначение стипендий Президента Российской Федерации установлены пунктом 4 Положения о назначении и выплате стипендий Президента Российской Федерации обучающимся по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, а также аспирантам (адъюнктам), обучающимся по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по очной форме обучения по научным специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. N 854.

Анализ используемых образовательными организациями критериев при назначении стипендии Президента Российской Федерации показал применение, как правило, более низких требований к получателям стипендий Президента Российской Федерации по сравнению с получателями повышенных государственных академических стипендий за учебные и научные достижения. Аналогичная ситуация складывается и со стипендиями Правительства Российской Федерации для студентов (курсантов, слушателей) и аспирантов (адъюнктов) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, назначаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1192.

Критериальная оценка наивысших по своему статусу стипендий в стране должна отвечать своему статусу и требует более высоких запросов к своим претендентам. Учитывая статус стипендий Президента Российской Федерации, необходимо сформировать в образовательной организации систему стипендиального обеспечения, при которой требования к обучающимся для получения стипендии соответствовали бы ее уровню.

Минобрнауки России обращает внимание руководителей образовательных организаций на важный социальный эффект данного вида стипендиальных выплат и необходимость формирования прозрачного механизма отбора стипендиатов в образовательной организации с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (при наличии). Система стипендиального обеспечения образовательной организации должна реализовывать адресный подход к обучающемуся и являться одним из инструментов для построения системной работы по его обучению и воспитанию.

Директор Департамента

координации деятельности

образовательных организаций

Минобрнауки России

Н.С.ТРУХАНОВСКАЯ