1.1. Концептуально-ценностные основания и принципы организации воспитательного процесса в образовательной организации высшего образования

Активная роль ценностей обучающихся ООВО проявляется в их мировоззрении через систему ценностно-смысловых ориентиров и установок, принципов и идеалов, взглядов и убеждений, отношений и критериев оценки окружающего мира, что в совокупности образует нормативно-регулятивный механизм их жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1> определены следующие традиционные духовно-нравственные ценности:

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (с изменениями от 6 марта 2018 г.).

- приоритет духовного над материальным;

- защита человеческой жизни, прав и свобод человека;

- семья, созидательный труд, служение Отечеству;

- нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм;

- историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Принципы организации воспитательного процесса в ООВО:

- системности и целостности, учета единства и взаимодействия составных частей воспитательной системы ООВО;

- природосообразности, приоритета ценности здоровья участников образовательных отношений, социально-психологической поддержки личности и обеспечения благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- культуросообразности образовательной среды, ценностно-смыслового наполнения содержания воспитательной системы и организационной культуры ООВО, гуманизации воспитательного процесса;

- субъект-субъектного взаимодействия;

- приоритета инициативности, самостоятельности, самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, социального партнерства в совместной деятельности участников образовательного и воспитательного процессов;

- соуправления как сочетания административного управления и студенческого самоуправления, самостоятельности выбора вариантов направлений воспитательной деятельности;

- информированности, полноты информации, информационного обмена, учета единства и взаимодействия прямой и обратной связи.