Приложение 1

ОТВЕТЫ

НА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ПОСТУПИВШИЕ В РАМКАХ ВЕБИНАРУ НА ТЕМУ: "РАСШИРЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ

ФОРМЕ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ"

N п/п

Вопрос

Ответ

1.

Какие преимущества сетевой формы реализации образовательных программ?

Потребность в развитии сетевой формы образовательных программ обусловлена необходимостью повышения качества и доступности российского образования.

Совместное использование материально-технической базы организаций-партнеров позволяет усилить исследовательский и образовательный потенциал образовательных программ, снизить издержки образовательных организаций высшего образования на покупку и содержание дорогостоящего высокотехнологичного оборудования.

Сетевые образовательные программы обеспечивают формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и расширяют их возможности трудоустройства за счет получения дополнительных квалификаций и/или дипломов нескольких образовательных организаций.

Таким образом, в качестве эффектов реализации сетевого взаимодействия можно выделить следующие:

-

удовлетворение индивидуальных запросов в образовании;

-

проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

-

обеспечение широкого выбора образовательных программ;

-

обеспечение вариативности образовательных программ;

-

обеспечение соответствия запросам и потребностям обучающихся и работодателей;

-

получение дополнительной квалификации;

-

повышение мотивации к освоению образовательных программ;

-

повышение степени удовлетворенности качеством образования субъектов образовательного процесса;

-

кооперация инфраструктурных, материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов;

-

повышение конкурентоспособности в условиях динамично развивающегося рынка труда;

-

укрепление стратегического партнерства с другими регионами;

-

возможность реализации инновационной образовательной программы, сочетающей в себе образовательные и исследовательские возможности отдельных образовательных организаций;

-

развитие механизма интенсивного взаимодействия учреждений образования, науки и производства

2.

Возможна ли реализация сетевых образовательных программ между образовательной организацией высшего образования и профессиональной образовательной организацией?

Между образовательной организацией высшего образования и организацией дополнительного профессионального образования? Между образовательной организацией высшего образования и предприятием?

Между образовательной организацией высшего образования и иностранной образовательной организацией?

В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

Таким образом, законодательством об образовании не ограничен перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме.

3.

На какой срок заключается договор о сетевой форме реализации образовательной программы?

Договор о сетевой форме реализации образовательной программы заключается на период реализации образовательной программы, предусмотренной указанным договором. При наличии обучающихся, не завершивших освоение сетевой образовательной программы в установленный срок (в том числе в связи с академическим отпуском, отпуском по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет), по истечении срока договора о сетевой форме указанный договор может быть продлен, либо реализация оставшихся частей образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы.

4.

Должна ли структура договора о сетевой форме реализации образовательной программы полностью соответствовать примерной форме договора, утвержденной Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ?

Форма договора является примерной, что позволяет сторонам договора устанавливать иные условия, не предусмотренные примерной формой договора, не противоречащие законодательству Российской Федерации. При этом предусмотренные примерной формой договора условия должны быть включены в договор, так как они основаны на нормах законодательства Российской Федерации об образовании и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ.

5.

Какие формы обучения и образовательные технологии могут использоваться при реализации образовательных программ в сетевой форме?

Законодательством об образовании установлено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Таким образом, при реализации образовательной программы в сетевой форме могут применяться формы обучения и образовательные технологии, предусмотренные договором о сетевой форме реализации образовательной программы и соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

6.

В каком соотношении должны быть распределены части сетевой программы между базовой организацией и организацией участником? Какой минимальный объем сетевой программы может реализовывать организация-участник?

Законодательством об образовании установлено, что образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом об образовании не установлено иное.

Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

В случае, когда сетевая образовательная программа утверждается базовой организацией самостоятельно, образовательная организация-участник разрабатывает, утверждает и направляет базовой организации для включения в сетевую образовательную программу рабочие программы реализуемых ею частей (учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов), а также необходимые оценочные и методические материалы.

Таким образом, объем частей сетевой программы, реализуемых организацией-участником и базовой организацией, определяется указанными организациями самостоятельно в ходе разработки соответствующей сетевой программы.

7.

Должна ли образовательная организация-участник иметь соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности?

Организации-участнику, являющейся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, необходимо иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по тому уровню образования, специальности, направлению подготовки, к которым относится часть сетевой образовательной программы (отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов), реализуемая организацией-участником.

При этом, в случае, если организация-участник, являющаяся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в рамках реализации сетевой программы предоставляет только ресурсы для осуществления образовательной деятельности по сетевой программе, лицензия на осуществление образовательной деятельности не требуется.

8.

Можно ли осуществить переход к использованию сетевой формы в период реализации образовательной программы?

Использование сетевой формы предусматривается образовательной программой, на которую осуществляется прием на обучение обучающихся, либо осуществляется переход к использованию сетевой формы в период реализации образовательной программы с внесением изменений в образовательную программу в порядке, установленном локальными нормативными актами базовой организации.

Таким образом, законодательством об образовании допускается переход к использованию сетевой формы реализации образовательной программы в период реализации образовательной программы.

9.

Могут ли предметом договора о сетевой форме реализации образовательной программы выступать образовательные программы разного вида, уровня, специальности? Возможно ли заключение одного договора о сетевой форме на несколько образовательных программ?

Образовательная деятельность по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, осуществляется посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы.

Сетевая образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей.

При этом, заключение договора о сетевой форме реализации нескольких образовательных программ нормативными правовыми актами в сфере образования не предусмотрено.

10.

Какие существуют особенности прохождения промежуточной аттестации обучающимися, имеющими академические задолженности, образовавшиеся в период освоения части образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, в организации участнике?

Освоение части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике сопровождается текущим контролем и промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом сетевой образовательной программы, и в порядке, установленном образовательной организацией-участником.

Результаты промежуточной аттестации, проводимой образовательной организацией-участником, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе и не требуют зачета в базовой организации.

Таким образом, данный вопрос регулируется положениями договора о сетевой форме реализации образовательных программ и локальными нормативными актами образовательной организации.

11.

Как оформляется перевод обучающихся из базовой организации в организацию-участник в рамках сетевой программы?

Зачисление в образовательную организацию-участника при реализации в сетевой форме основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанную организацию без отчисления из базовой организации в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации.

Зачисление обучающихся в организацию, обладающую ресурсами, не производится.

12.

Должна ли образовательная организация участник размещать сведения о сетевой программе на своем сайте?

Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" установлены приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831 (далее - Требования).

Согласно Требованиям, на сайте образовательной организации должна быть размещена информация о реализуемых образовательных программах.

13.

Возможна ли по итогам успешного освоения обучающимся сетевой программы выдача ему двух документов об образовании и квалификации? (базовой организации и организации-участника)

Лицам, успешно освоившим сетевую образовательную программу и прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию (далее - выпускники), базовой организацией выдаются документы об образовании и (или) о квалификации. В случае, предусмотренном договором о сетевой форме, наряду с указанными документами выпускникам выдаются документы об образовании и (или) о квалификации образовательной организации-участника.

Таким образом, сетевой образовательной программой может быть предусмотрена выдача двух документов об образовании и одновременно базовой организацией и организацией-участником.

14.

Возможное количество образовательных организаций, принимающих участие в реализации сетевой программы?

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Таким образом, ограничений по количеству образовательных организаций, участвующих в реализации сетевой программы, законодательством об образовании не установлено.

15.

Сетевая образовательная программа включает в себя отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики различных вида, уровня и (или) направленности).

Могут ли базовая образовательная организация и организация-участник выдать два документа об образовании и квалификации разных уровней (например, диплом бакалавра и диплом магистра)?

Лицам, успешно освоившим сетевую образовательную программу и прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию (далее - выпускники), базовой организацией выдаются документы об образовании и (или) о квалификации. В случае, предусмотренном договором о сетевой форме, наряду с указанными документами выпускникам выдаются документы об образовании и (или) о квалификации образовательной организации-участника.

Вместе с тем в соответствии с частью 5 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе.

Образовательные организации высшего вправе реализовывать:

- по нескольким направлениям подготовки одну программу бакалавриата или программу магистратуры;

- по нескольким специальностям одну программу специалитета.

Таким образом, законодательство об образовании не предусматривает возможность получения квалификаций разных уровней высшего образования в рамках одной образовательной программы.

16.

Правомерно ли заключение договора о практической подготовке между образовательной организацией высшего образования и предприятием?

Практическая подготовка может быть организована в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее - профильная организация), в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией.

Таким образом, заключение между образовательной организацией высшего образования и предприятием договора о практической подготовке является правомерным.

17.

Планируется ли внесение изменений в приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2022 г. N 885/390 "О практической подготовке обучающихся" в части разрешения проведения практической подготовки на базе индивидуального предпринимателя?

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в целях выполнения подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 октября 2021 г. N Пр-1918 разработан законопроект "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект). Законопроектом предусмотрена возможность прохождения обучающимися по основным профессиональным образовательным программам практической подготовки у осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы индивидуальных предпринимателей, имеющих профессиональное образование, квалификацию и опыт работы в сфере деятельности по профилю соответствующей образовательной программы, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, на основании договора, заключаемого между указанными лицами или объединениями и организацией, осуществляющей образовательную деятельность.