III. Основные подходы к проведению периодической оценки безопасности блока атомной станции
6. В процессе проведения ПОБ рекомендуется проводить анализ безопасности блока АС с учетом:
результатов выполнения мероприятий по повышению безопасности блока АС, выполненных за период, прошедший с начала эксплуатации или с момента проведения предыдущей ПОБ;
накопленного отечественного и зарубежного опыта эксплуатации, включая имевшие место нарушения в работе блока АС, а также результаты инспекций и проверок;
вступивших в силу федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и нормативных документов эксплуатирующей организации или изменений, внесенных в указанные документы за период, прошедший с начала эксплуатации блока АС или с момента проведения предыдущей ПОБ <1>;
--------------------------------
<1> Под моментом проведения предыдущей ПОБ понимается дата, после которой последующие изменения в нормативных документах, а также новая информация не принимались во внимание при проведении предыдущей ПОБ блока АС.
изменений, произошедших в методах выполнения обоснований безопасности блоков АС и используемых для этих анализов исходных данных, за период, прошедший с начала эксплуатации блока АС или с момента проведения предыдущей ПОБ;
модернизаций систем и элементов, важных для безопасности;
изменений проектной и эксплуатационной документации;
изменений ресурсных характеристик систем и элементов блока АС, зданий и сооружений блока АС, важных для безопасности, с учетом процессов старения элементов АС (в том числе оборудования, строительных конструкций);
изменения характеристик площадки размещения АС;
изменений организационной структуры эксплуатирующей организации;
современного уровня развития науки, техники и производства;
формирования и поддержания культуры безопасности.
7. В целях обеспечения выполнения всесторонней оценки безопасности блока АС при проведении ПОБ рекомендуется рассматривать следующие аспекты безопасности:
1) соответствие блока АС требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
2) концепция безопасности и реализация на блоке АС глубокоэшелонированной защиты;
3) изменение характеристик площадки размещения АС;
4) состояние систем и элементов, зданий и сооружений, важных для безопасности;
5) управление ресурсом оборудования и трубопроводов, важных для безопасности;
6) детерминистический анализ безопасности;
10) организационная структура управления, система менеджмента и культура безопасности;
11) планирование противоаварийных мероприятий;
12) воздействие блока АС на окружающую среду;
13) эксплуатационные процедуры;
Обеспечение радиационной безопасности блока АС рекомендуется не рассматривать в качестве отдельного аспекта безопасности, т.к. это является неотъемлемой составляющей большинства перечисленных выше аспектов безопасности. Реализованные на блоке АС меры по обеспечению радиационной безопасности рекомендуется оценивать в качестве отдельных вопросов обеспечения безопасности при рассмотрении таких аспектов безопасности, как: соответствие проекта блока АС требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, состояние систем, оборудования, зданий и сооружений, важных для безопасности, детерминистический анализ безопасности, ВАБ, эксплуатационная безопасность, эксплуатационные процедуры.
8. Результаты, полученные при рассмотрении каждого из перечисленных в пункте 9 настоящего Руководства по безопасности аспектов безопасности, рекомендуется подразделять на позитивные и негативные:
позитивные результаты - демонстрируют соответствие применяемых на блоке АС подходов к обеспечению безопасности в области рассматриваемого аспекта безопасности требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и отсутствие негативных тенденций к ухудшению показателей безопасности АС;
негативные результаты - демонстрируют наличие на блоке АС проблем безопасности в области рассматриваемого аспекта безопасности, выраженных в несоответствиях требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, выявленных недостатках проектной и эксплуатационной документации, наличии негативных тенденций к ухудшению показателей безопасности АС, включая снижение достигнутого и предполагаемого уровня эффективности системы менеджмента и культуры безопасности на весь период до следующей ПОБ, с учетом выявленных негативных тенденций.
9. ПОБ блока АС рекомендуется проводить в четыре этапа, которые могут быть далее разделены на отдельные подэтапы:
1) Разработка программы выполнения ПОБ блока АС, устанавливающей порядок и объем проведения ПОБ, а также перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, которые будут применяться при проведении ПОБ. Программу выполнения ПОБ блока АС, разработанную эксплуатирующей организацией и согласованную с организациями - разработчиками проектов реакторной установки и АС, рекомендуется направлять в Ростехнадзор не позднее чем за 12 месяцев до планируемого начала работ по проведению ПОБ блока АС. Требования к содержанию Программы выполнения ПОБ блока АС установлены в приложении N 1 к Порядку представления эксплуатирующей организацией в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии документов, содержащих результаты оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения и обосновывающих безопасность их эксплуатации, и требования к составу и содержанию этих документов, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2012 г. N 728 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 марта 2013 г., регистрационный N 27667) (далее - Порядок);
2) Проведение ПОБ. На данном этапе эксплуатирующая организация проводит ПОБ блока АС в соответствии с программой выполнения ПОБ блока АС. По итогам проведения ПОБ определяются позитивные и негативные результаты, которые являются основой для разработки программы мероприятий по дальнейшему повышению безопасности блока АС;
3) Рассмотрение Ростехнадзором комплекта документов по результатам ПОБ. По окончании ПОБ блока АС эксплуатирующая организация представляет в Ростехнадзор комплект документов, подтверждающих безопасность дальнейшей эксплуатации блока АС (до следующей ПОБ или до окончания срока эксплуатации), в соответствии с условиями действия лицензии на эксплуатацию блока АС, в срок, установленный в Порядке;
4) Рассмотрение Ростехнадзором программы мероприятий по обеспечению безопасности блока АС по результатам ПОБ. На данном этапе окончательно формируется программа мероприятий по обеспечению безопасности блока АС, содержащая меры дальнейшего повышения безопасности блока АС и график их реализации, с учетом замечаний Ростехнадзора.
Блок-схема проведения ПОБ блока АС представлена на рис. 1.
10. В отчете о результатах выполнения ПОБ рекомендуется объединять результаты рассмотрения отдельных аспектов безопасности. При этом рекомендуется учитывать все результаты и предложенные улучшения, полученные по результатам рассмотрения каждого из аспектов безопасности, а также взаимосвязь различных аспектов безопасности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей