Аспект безопасности 14 "Человеческий фактор"

76. Рассмотрение аспекта безопасности 14 рекомендуется выполнять в целях определения влияния человеческого фактора на различные аспекты безопасной эксплуатации блока АС и, в случае выявления "негативных" результатов, своевременной разработки целесообразных и практически реализуемых мер по устранению/смягчению последствий такого влияния на безопасность блока АС.

77. При рассмотрении аспекта безопасности 14 рекомендуется оценивать следующие аспекты, характеризующие влияние человеческого фактора на безопасность блока АС:

достаточную укомплектованность блока АС персоналом, имеющим необходимую квалификацию и допущенным к самостоятельной работе в порядке, установленном эксплуатирующей организацией;

наличие в проекте блока АС, в ООБ АС и технологическом регламенте безопасной эксплуатации блока АС минимальных требований к количеству и составу персонала, находящегося при эксплуатации блока АС на рабочих местах;

наличие квалифицированного персонала для исполнения служебных обязанностей в любое время;

наличие учебно-тренировочного пункта (центра) и лаборатории психофизиологических обследований, обладающих необходимыми для обеспечения качественной подготовки персонала блока АС учебно-материальной базой, включая полномасштабный тренажер, техническими средствами профессионального обучения и штатом специалистов;

наличие эффективной системы подбора и подготовки персонала блока АС, обеспечивающей достижение, контроль и поддержание уровня его квалификации, необходимого для обеспечения безопасной эксплуатации блока АС во всех режимах, а также для выполнения действий, направленных на ослабление последствий аварий при их возникновении;

является ли формирование у персонала АС культуры безопасности составным элементом его подготовки;

вопросы взаимодействия системы "человек - машина" в проекте БПУ. В частности, рекомендуется оценивать, предоставляют ли параметры АС, контролируемые с БПУ, оперативному персоналу однозначную информацию о соблюдении пределов и условий безопасной эксплуатации АС, а также об автоматическом срабатывании и функционировании систем безопасности;

организацию и проведение периодических противоаварийных тренировок по методикам и программам подготовки и проведения противоаварийных тренировок, разработанных эксплуатирующей организацией, для отработки действий в условиях аварий и оценку эффективности указанных тренировок;

прохождение персоналом блока АС периодического медицинского контроля, а также при приеме на работу и перед допуском к самостоятельной работе;

наличие списка должностей оперативного персонала блока АС, проходящего предсменный медицинский контроль.

78. В качестве исходных данных при рассмотрении аспекта безопасности 14 рекомендуется использовать:

ООБ (разделы, посвященные персоналу блока АС);

сведения, подтверждающие укомплектованность блока АС персоналом, имеющим необходимую квалификацию и допущенным в порядке, установленном эксплуатирующей организацией, к самостоятельной работе, а также планы по подбору персонала;

документы, устанавливающие минимальные требования к количеству и составу персонала, находящегося при эксплуатации блока АС на рабочих местах;

эксплуатационную документацию в части системы подбора, подготовки и поддержания уровня квалификации персонала блока АС, включая учетные записи, относящиеся к обучению в области культуры безопасности, в особенности управленческого персонала;

методики и программы подготовки и проведения противоаварийных тренировок, а также результаты оценок эффективности указанных тренировок;

результаты медицинского контроля персонала блока АС, включая результаты психофизиологических обследований;

аудиты и самооценки учетных записей, относящихся к режиму работы и учету рабочего времени персонала блока АС;

результаты анализа отечественного и зарубежного опыта эксплуатации аналогичных блоков АС, в частности, нарушения в работе АС, вызванные неправильными действиями персонала;

результаты проверок блока АС Ростехнадзором;

результаты проверок блока АС эксплуатирующей организацией и проведенных самооценок;

результаты миссий МАГАТЭ и других международных организаций.