Официальное разъяснение Банка России от 23.11.2022 N 11-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", Указа Президента Российской Федерации от 5 июля 2022 года N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2022 года N 529 "О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ

от 23 ноября 2022 г. N 11-ОР

О ПРИМЕНЕНИИ

ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 5 МАРТА 2022 ГОДА N 95 "О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД НЕКОТОРЫМИ ИНОСТРАННЫМИ КРЕДИТОРАМИ",

УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ИЮЛЯ 2022 ГОДА

N 430 "О РЕПАТРИАЦИИ РЕЗИДЕНТАМИ - УЧАСТНИКАМИ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

И ВАЛЮТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 АВГУСТА 2022 ГОДА N 529 "О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ

ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРАМ БАНКОВСКОГО СЧЕТА

(ВКЛАДА), ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ПО ОБЛИГАЦИЯМ, ВЫПУЩЕННЫМ ИНОСТРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ"

1. Руководствуясь пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее - Указ N 95), пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 5 июля 2022 года N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации" (далее - Указ N 430) и пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2022 года N 529 "О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями" (далее - Указ N 529), Банк России разъясняет вопросы применения отдельных положений Указа N 95, Указа N 430 и Указа N 529.

1.1. Подпункты "а" и "б" пункта 6 Указа N 95 признают допустимым исполнение в рублях обязательств, названных в пункте 1 Указа N 95, перед лицами, не являющимися иностранными кредиторами, названными в пункте 1 Указа N 95, независимо от наличия соответствующей договоренности между сторонами обязательств.

Таким образом, в случае если лицо не является иностранным кредитором, названным в пункте 1 Указа N 95, а также если ему не уступлены права требования в соответствии с пунктом 8 Указа N 95, исполнение обязательств, названных в пункте 1 Указа N 95, перед ним допустимо как в российских рублях (в силу пункта 6 Указа N 95), так и в валюте, предусмотренной договором, без использования счетов типа "С" и без необходимости получения разрешения, указанного в пункте 11 Указа N 95.

1.2. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Указа N 430 обязательства, связанные с иностранными облигациями, выпущенными иностранными организациями (далее - еврооблигации), исполняются путем передачи держателям еврооблигаций российских облигаций, которые могут размещаться в пользу держателей еврооблигаций с их оплатой еврооблигациями (в том числе в случае передачи (уступки) всех имущественных и иных прав по еврооблигациям российским юридическим лицам) и размер и срок выплаты дохода по которым, а также номинальная стоимость и срок погашения которых должны быть аналогичными соответствующим критериям еврооблигаций.

Исполнение российским юридическим лицом обязательств, связанных с еврооблигациями, путем передачи держателю еврооблигаций российских облигаций, оплата которых осуществляется посредством передачи (уступки) держателем еврооблигаций всех имущественных и иных прав по таким еврооблигациям российскому юридическому лицу, с учетом положений статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается только в случае, если держатель еврооблигаций, учет прав которого осуществляется иностранными организациями, не может осуществить их передачу российскому юридическому лицу вследствие недружественных действий иностранных государств, международных организаций, иностранных финансовых организаций (банков и иных организаций финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации), в том числе связанных с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и граждан Российской Федерации.

1.3. Регулирование, установленное пунктом 4 Указа N 430, предусматривает обязанность российских юридических лиц, имеющих обязательства, связанные с еврооблигациями, осуществить действия, направленные на защиту законных интересов держателей еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, путем передачи денежных средств в порядке, определенном Советом директоров Центрального банка Российской Федерации, либо путем передачи размещенных облигаций таким держателям, - то есть обеспечить получение такими держателями выплат наравне с держателями еврооблигаций, права которых учитываются иностранными организациями, имеющими право в соответствии с их личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги.

В связи с этим для целей исполнения положений Указа N 430 обязательства российского юридического лица, связанные с еврооблигациями, не ограничиваются его обязательством по возврату денежных средств непосредственно по договору займа, заключенному с иностранной организацией, выпустившей еврооблигации.

Обязательства, связанные с еврооблигациями, должны определяться в зависимости от характера отношений российского юридического лица и иностранной организации, выпустившей еврооблигации.

Такие обязательства российского юридического лица по еврооблигациям могут быть обусловлены, в частности, следующим:

указанием российского юридического лица в эмиссионных документах иностранной организации, выпустившей еврооблигации (например, российское юридическое лицо выступает гарантом (поручителем) исполнения обязательств по еврооблигациям, является лицом, на финансирование деятельности которого направляются средства (часть средств), полученные от размещения еврооблигаций);

вхождением российского юридического лица в одну группу лиц вместе с иностранным эмитентом еврооблигаций;

осуществлением российским юридическим лицом (иностранным эмитентом еврооблигаций) прямо или косвенно контроля за иностранным эмитентом еврооблигаций (российским юридическим лицом).

1.4. В соответствии с пунктом 4 Указа N 529 предусмотренные им нормы прекращают действие после вступления в силу закона, вносящего изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) в части следующих отношений, регулируемых Указом N 529: ограничений по сумме переводов денежных средств в иностранной валюте физическим лицом - резидентом, установленных пунктом 12 части 1 статьи 9 Федерального закона N 173-ФЗ, требований абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, права российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами.

При этом с даты издания Указа N 529 до даты издания настоящего официального разъяснения нормы Федерального закона N 173-ФЗ не менялись в части отношений, регулируемых пунктом 4 Указа N 529.

2. Настоящее официальное разъяснение подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и применяется с даты его размещения.

Председатель Центрального банка

Российской Федерации

Э.С.НАБИУЛЛИНА