Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Проведение обследования

4.1. Целью обследования трубы является определение дефектов и повреждений, влияющих на дальнейшую безопасность ее эксплуатации и выявления причины повреждений.

4.2. При проведении обследования труб используются специальное оборудование, аппаратура и приборы (Приложение 3) и выполняется следующий объем работ:

- анализ имеющейся проектной, исполнительной и эксплуатационной документации;

- наружный осмотр всех конструктивных элементов трубы;

- тепловизионное обследование железобетонной и кирпичной трубы (при необходимости);

- внутренний осмотр газоотводящего ствола или футеровки;

- осмотр межтрубного пространства труб типа "труба в трубе";

- определение прочности и состояния материалов неразрушающими методами контроля, отбор образцов и проведение лабораторных испытаний (при необходимости);

- определения крена (искривления) и осадки трубы при отсутствии соответствующих измерений;

- исследование изменений характеристик грунтов основания и гидрогеологических условий при наличии недопустимого крена трубы;

- замеры температурно-влажностных и аэродинамических режимов и эксплуатационных параметров газовой среды в случае несоблюдения проектного режима эксплуатации и отсутствия данных по фактическому режиму (при необходимости);

- расчеты несущей способности ствола и конструкций с учетом выявленных дефектов и повреждений категории опасности "А";

- установление причин повреждений;

- оформление заключения.

4.4. Обследованию предшествуют осмотры наружной поверхности ствола трубы с ходовой лестницы, светофорных площадок, а также с подъемных приспособлений или конструкций рядом расположенных зданий и сооружений, с использованием биноклей, видеокамер большой разрешающей способности и другой оптической техники. Визуальные наблюдения за состоянием элементов конструкций трубы с помощью оптических приборов должны предшествовать подъему людей.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

При наружном обследовании ствола трубы выявляется состояние несущих конструкций: кирпичной кладки, бетона, плотность сцепления бетона с арматурой, наличие ее оголения и прогибов, наличие и ширина раскрытия вертикальных трещин, отслоения защитного слоя бетона, наличие и величина плохо уплотненных участков бетона, состояние конструкций, оценка степени коррозии металла, состояние антикоррозионных покрытий, целостность сварных швов, заклепочных и болтовых соединений, повреждений ходовых лестниц, состояние вантовых растяжек, узлов их крепления и другие дефекты, различаемые и оцениваемые визуально.

4.5. С целью получения своевременной информации о техническом состоянии дымовой железобетонной или кирпичной трубы в целом и имеющихся дефектах в ее конструкции в необходимых случаях (не реже одного раза в 5 лет) производится тепловизионное обследование.

Тепловизионное обследование необходимо проводить при:

- перегревах оболочки трубы относительно проектных величин, выявленных в ходе наружного обследования при помощи контактных приборов;

- протечках конденсата, намокания наружной поверхности дымовой трубы и ее обледенении в зимнее время;

- определение фактического состояния конструкции дымовой трубы (наличие проектных конструктивных элементов: теплоизоляции, прижимной кладки, ширины зазора и т.д.) при выявлении в ходе обследования в контрольных местах вскрытия футеровки, монтажных проемов, отбора проб из оболочки (на всю ее толщину);

- значительном охлаждении относительно расчетных величин в газоотводящем стволе дымовых газов;

- отсутствии эффекта в работе вентиляционной системы на трубах с противодавлением;

- проведении ремонтных работ по восстановлению или повышению теплозащитных свойств конструкции дымовой трубы.

В ходе диагностики дымовой трубы при помощи тепловизора могут быть выявлены скрытые (внутренние) дефекты, которые невозможно определить традиционным способом обследования с подвесной оснастки, такие как локальное отсутствие тепловой изоляции между стволом и футеровкой, места засоренности вентилируемого канала и др. Поэтому термографирование дымовой трубы целесообразно проводить как начальный этап экспертизы промышленной безопасности дымовых труб.

4.6. Внутреннее обследование футеровки и газоотводящих стволов труб проводится, как правило, при остановленных обслуживаемых агрегатах и отключенных от них труб. В случае невозможности по технологическим причинам или экономической нецелесообразности остановки технологических процессов, связанных с дымовой трубой, производится обследование футеровки без остановки обслуживаемых агрегатов с помощью тепловизионной техники или диагностического комплекса, включающего видеосканеры с системой термо- и аэростабилизации и подвижным механизмом. При остановке обслуживаемых агрегатов и отключении от них трубы внутреннее обследование проводится при помощи специально смонтированной оснастки. При этом в случае отсутствия признаков обвалов футеровки обследование допускается производить по схеме "снизу - вверх", в случае наличия обвалов - только по схеме "сверху - вниз". При перемещении вниз нависшие участки футеровки, отслоившейся штукатурки и золы сбрасываются внутрь трубы.

4.7. При аварийном состоянии футеровки, при котором не имеется условий безопасного подъема в люльке, или при проведении обследования без остановки подключенных агрегатов осмотр футеровки может производиться с применением специальной аппаратуры для видеосъемки с дистанционным управлением.

4.8. Обследование межтрубного пространства труб типа "труба - в трубе" производится с внутренних ходовых лестниц и перекрытий. При этом:

- проверяется состояние внутренней поверхности железобетонного ствола, рабочих швов бетонирования, конструктивных элементов газоотводящего кремнебетонного, металлического, кирпичного или композитного газоотводящих стволов;

- определяется состояние стыков и компенсаторов, скользящих горизонтальных упоров, поясов усиления, ребер жесткости, сварных швов, теплоизоляции, крепления тяг и подвесок, перекрытий, металлоконструкций смотровых площадок и лестниц, ходовых скоб;

- производится оценка степени коррозии материалов, а также закладных деталей в железобетонном стволе для крепления внутренних металлоконструкций.

4.9. Обследование металлических конструкций труб включает следующие этапы:

- внешний осмотр несущих элементов металлических конструкций;

- проверка элементов металлических конструкций одним из видов неразрушающего контроля;

- проверка качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и других);

- измерение остаточных деформаций оболочек, стоек, балок и отдельных поврежденных элементов;

- оценка степени коррозии несущих элементов металлических конструкций.

4.9.1. Обследование поверхности конструкций следует проводить с применением оптических средств (10-кратной лупы), при этом особое внимание должно уделяться следующим местам возможного появления повреждений:

- участкам резкого изменения сечений узлов и сварных соединений;

- участкам, где при работе возникает значительная коррозия, износ, напряжения (узлы подвесок, опирания и горизонтальных упоров ствола);

- местам, подвергшимся повреждениям или ударам во время монтажа или эксплуатации;

- местам, где при работе возникают осевые или крутящие усилия в соединениях (шарниры);

- участкам, имеющим ремонтные сварные швы.

4.9.2. При проведении внешнего осмотра необходимо обращать особое внимание на наличие следующих дефектов:

- трещин в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками которых является шелушение краски, подтеки ржавчины и т.д.;

- механических повреждений, коррозии;

- расслоения основного металла;

- некачественного исполнения сварных соединений;

- люфтов шарнирных соединений, ослабления болтовых соединений.

4.9.3. При обнаружении признаков наличия трещин и недопустимых дефектов в металлической конструкции или сварном шве эти места подвергаются обязательной дополнительной проверке одним из методов неразрушающего контроля.

Выбор технических средств для проведения неразрушающего контроля определяет организация, проводящая обследование.

Указания по выбору технических средств и методик выполнения различных видов неразрушающего контроля устанавливаются нормативными документами.

4.9.4. При обследовании состояния металлоконструкций дымовых труб применяются следующие виды неразрушающего контроля:

- ультразвуковая толщинометрия - для определения толщины металла и определения степени коррозийного износа (обязательный контроль металла ствола трубы);

- ультразвуковая дефектоскопия - для контроля качества металла и сварных соединений;

- цветная дефектоскопия - для выявления невидимых дефектов (трещин, расслоений, пор, раковин и т.д.) с определением их расположения и протяженности на поверхности.

4.9.5. При обнаружении расслоения металла (например, при проведении ультразвуковой толщинометрии металлоконструкции) должна быть определена ультразвуковыми методами зона распространения дефекта по площади листа.

4.9.6. Контроль состояния болтовых соединений следует осуществлять визуально и простукиванием молотком. Ослабление болта можно определить по более глухому звуку удара и по характеру отскока молотка. В сомнительных случаях проверку производят двумя молотками: одним выполняют удар по внешней головке, а другой держат прижатым противоположно. Если болт ослаблен, то при ударе первым молотком по головке происходит резкий отскок второго молотка.

У болтовых соединений при визуальном контроле следует установить наличие проектного количества болтов в соединении, а также их явные дефекты (трещины, смятия, отрыв головки и т.п.).

У высокопрочных и других видов болтов, для которых в эксплуатационной документации указано усилие затяжки, дополнительно динамометром контролируется усилие затяжки.

4.9.7. По дымовым трубам с гасителями колебаний и многоствольным комплексам с центральной решетчатой башней дополнительно необходимо провести обследования в соответствии с рекомендациями инструкции по эксплуатации.

4.10. При осмотре сборных железобетонных труб должны быть проверены:

- состояние стыковых соединений;

- наличие раствора в стыках;

- заполнение ниш раствором;

- наличие трещин, как на царгах, так и между ними;

- следы выхода конденсата дымовых газов;

- целостность защитного слоя бетона или облицовочных плиток.

4.11. При осмотре труб проверяется наличие и исправность на трубах контрольно-измерительных приборов, исправность системы принудительной вентиляции в дымовых трубах с противодавлением в воздушном зазоре между стволом и футеровкой, предусмотренных проектом, молниезащиты и светового ограждения, состояние маркировки трубы.

4.12. Замеры параметров температурно-влажностных и аэродинамических режимов производятся специалистами экспертной организации с составлением режимных карт по газовому тракту от теплотехнического агрегата до трубы, в стволе трубы и зазоре между стволом и футеровкой или в межтрубном пространстве. Замеры производятся в специально предусмотренных проектом местах, а при их отсутствии в месте входа газохода и на отметках отбора проб материалов.

4.13. В процессе обследования производится фото- и видеосъемка наиболее опасных дефектов.

4.14. Определения полного и частных кренов, излома, изгиба и осадки трубы производятся геодезическим методом. Прирост крена железобетонных и кирпичных труб может определяться по разности осадки марок, установленных на отм. +0,5 - +1,0 м в цокольной части трубы.

4.15. Обследование фундамента и исследование характеристик грунтов основания ж/б и кирпичных труб производится в случае обнаружения осадки или крена, превышающих предельно допустимые величины.

4.16. Решение об использовании того или иного метода неразрушающего контроля, отбора образцов бетона, металла, кирпича, раствора кладки, а также количество участков измерений определяются программой в зависимости от состояния несущих конструкций трубы по результатам визуального обследования, длительности и режима ее эксплуатации.

Отбор проб материалов производится не менее чем на трех отметках по высоте трубы. Лабораторные испытания отобранных проб должны производиться согласно действующим в РФ стандартам с оформлением испытаний соответствующими актами.

4.17. Все выполненные в ходе обследования замеры параметров газовой среды, температурно-влажностного и аэродинамического режимов, результаты осмотров, тепловизионной и геодезической съемок дымовой трубы включаются в технический акт обследования, который составляется на объекте и подписывается представителями эксплуатирующей организации, выполняющей обследование.

4.18. В случае обнаружения при обследовании опасных деформаций, дефектов и других признаков возможного обрушения трубы специализированная организация, выполнившая обследование, в письменной форме немедленно уведомляет об этом руководителя организации (предприятия) и направляет копию уведомления в территориальные органы Госгортехнадзора России.