V. Требования к погрузочно-разгрузочным работам, способам хранения и транспортирования грузов
К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ, СПОСОБАМ ХРАНЕНИЯ
И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГРУЗОВ
5.1. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы с сырьем, вспомогательными материалами, готовой продукцией следует выполнять в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (далее - ПБ 10-382-00), утвержденных и введенных в действие с 10 января 2001 г. Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 31 декабря 1999 г. N 98 (согласно письму Министерства юстиции Российской Федерации от 17 августа 2000 г. N 6884-ЭР в государственной регистрации не нуждаются), СНиП 12-03-2001 и иных действующих нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
5.2. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, прошедшего обучение и проверку знаний в установленном порядке.
5.3. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оборудованы знаками безопасности. Для обеспечения безопасного движения транспортных средств в местах производства работ должны быть установлены соответствующие дорожные знаки.
5.4. Работы на погрузочно-разгрузочных площадках должны быть организованы в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке. Конкретные меры безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ должны определяться исходя из характера груза.
5.5. Хранение сырья, тарных материалов, готовой продукции следует производить в соответствии с требованиями ППБ-01-93.
5.6. Хранить в складах (помещениях) вещества и материалы необходимо с учетом их пожароопасных физико-химических свойств (способность к окислению, самонагреванию и воспламенению при попадании влаги, соприкосновении с воздухом и т.п.), признаков совместимости и однородности огнетушащих веществ.
5.7. Складирование сырья, вспомогательных материалов, готовой продукции необходимо производить в соответствии с нормами технологического проектирования, с техническими условиями на продукцию.
5.8. Способы укладки грузов должны обеспечивать:
- устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них;
- механизированную разборку штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;
- безопасность работающих на штабеле или около него;
- возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники.
5.9. Все сырье и полуфабрикаты, вспомогательные и тароупаковочные материалы должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий, санитарных правил и норм, утвержденных в установленном порядке, и исключать возможность воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов.
5.10. Сырье и вспомогательные материалы необходимо допускать в производство при наличии заключения лаборатории или специалистов технологического контроля организации.
Контроль качества применяемого сырья и полуфабрикатов в организации следует проводить в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
5.11. Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
В случае использования новых или не применяемых в организации ранее вредных или опасных веществ работодатель обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников (статья 215 Трудового кодекса Российской Федерации).
5.12. Вертикальные емкости (силоса, бункера) для хранения сыпучих продуктов должны иметь не менее двух люков (для очистки, осмотра и ремонта). Один люк должен быть в нижней боковой части, а другой - в верхней части емкости у противоположной боковой поверхности.
5.13. В соответствии со СНиП 12-03-2001 люки бункеров должны иметь открывающиеся крышки, оборудованные запирающимися устройствами с блокировкой, ключи от которых должны храниться у руководителя работ. Крышки должны быть закрыты герметично.
Люки, расположенные в верхней части емкости, помимо крышек должны быть оборудованы предохранительными решетками.
5.14. Заглубленные емкости для хранения полуфабрикатов должны быть оборудованы двумя люками у противоположных сторон.
5.15. В соответствии с ППБ-01-93 расстояние от светильников до хранящихся материалов должно быть не менее 0,5 м.
5.16. В соответствии со СНиП 12-03-2001 грузы в ящиках при погрузке в вагоны и склады укладываются в устойчивые штабеля. Высота штабеля не должна превышать 3 м при ручной погрузке, а при использовании механизмов - 6 м. Укладывать ящики в закрытых складах разрешается так, чтобы ширина главного прохода была не менее 3 м.
5.17. Мешки с сырьем и продукцией для хранения на складе должны укладываться на специальные стеллажи; при складировании необходимо соблюдать порядок увязки мешков и вертикальность штабеля. Зашивка мешков должна быть расположена внутрь штабеля.
При укладке груза в полипропиленовых мешках высота штабеля должна быть снижена.
5.18. В соответствии со СНиП 12-03-2001 бочки, барабаны и рулоны разрешается грузить вручную путем перекатывания при условии, если пол склада находится в одном уровне с полом железнодорожного подвижного состава или кузова автомобиля.
5.19. Разборку штабеля следует производить последовательно сверху вниз горизонтальными рядами, предупреждая возможность его развала.
5.20. При подъеме и перемещении груза вручную необходимо соблюдать установленные допустимые уровни трудовой нагрузки.
5.21. Штабеля ящиков и бочек должны быть ограждены. Расстояние от ограждения до штабеля должно обеспечивать безопасность работающих.
5.22. Перемещение грузов в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации.
5.23. Транспортные средства, используемые в технологических транспортных операциях внутри организации (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами и другими объектами): автомобили, автопогрузчики, электропогрузчики, электрокары и другие безрельсовые колесные транспортные средства, включая и грузовые тележки, процессы их обслуживания, ремонта и эксплуатации, должны соответствовать требованиям нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
5.24. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия крепления с грузов не допускается. Масса груза не должна превышать грузоподъемности для данного транспортного средства.
5.25. В соответствии со СНиП 12-03-2001 штучные грузы должны укладываться в габаритах грузовых площадок тележек. Мелкие штучные грузы следует перевозить в таре, контейнерах.
5.26. Укладывать грузы на вилочные захваты авто- и электропогрузчика следует так, чтобы исключалась возможность падения груза во время захвата груза, его подъема, транспортирования и выгрузки (СНиП 12-03-2001).
5.27. В соответствии со СНиП 12-03-2001 при работе авто- и электропогрузчика запрещается:
- захватывать груз вилами с разгона путем врезания;
- поднимать раму с грузом на вилах при наклоне на себя;
- поднимать, опускать и изменять угол наклона груза при передвижении;
- захватывать лежащий на поддонах груз при наклоне вил на себя;
- перевозить грузы, поднятые на высоту более 0,5 м для погрузчиков на колесах с пневматическими шинами и 0,25 м для погрузчиков с грузовыми шинами;
- пытаться поднимать примерзший груз, груз неизвестной массы, груз, не предназначенный для перемещения авто- и электропогрузчиком (листовой металл, вентиляционные короба и др.).
Скорость движения автопогрузчика в затрудненных местах и при движении задним ходом должна составлять не более 3 км/ч (СНиП 12-03-2001).
5.28. При эксплуатации автопогрузчиков и автомашин в закрытых помещениях их двигатели должны быть оснащены специальными устройствами дожига выхлопных газов в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
5.29. В соответствии со СНиП 12-03-2001 запрещается перевозка людей межцеховым и внутрицеховым транспортом, предназначенным для перевозки грузов.
5.30. Для непрерывного транспортирования штучных грузов должны быть использованы конвейеры. В соответствии со СНиП 12-03-2001:
а) технологические линии, состоящие из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих средств непрерывного транспорта (конвейеров, транспортеров и т.п.), должны быть оснащены:
- двухсторонней сигнализацией со всеми постами управления;
- блокировкой приводов оборудования, обеспечивающей автоматическое отключение той части технологической линии, которая осуществляет загрузку остановленного или остановившегося агрегата;
б) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением машин непрерывного действия должны выполняться следующие требования:
- укладка грузов должна обеспечивать равномерную загрузку рабочего органа и устойчивое положение груза;
- подача и снятие груза с рабочего органа машины должны производиться при помощи специальных подающих и приемных устройств;
в) во время работы ленточного конвейера запрещается:
- устранять пробуксовку ленты на барабане путем подбрасывания в зону между лентой и барабаном песка, глины, канифоли, битума и других материалов;
- очищать поддерживающие ролики, барабаны приводных, натяжных и концевых станций, убирать просыпь из-под конвейера;
- переставлять поддерживающие ролики, натягивать и выравнивать ленту конвейера вручную.
Выполнение указанных работ должно производиться только при полной остановке и отключении от сети конвейера при снятых предохранителях и закрытом пусковом устройстве, на котором должны быть вывешены запрещающие знаки безопасности "Не включать - работают люди!";
г) запрещается пускать в работу ленточный конвейер при захламленности и загроможденности проходов, а также при отсутствии или неисправности:
- ограждений приводных, натяжных и концевых барабанов;
- заземления электрооборудования, брони кабелей или рамы конвейера;
д) скорость движения ленты конвейера при ручной грузообработке не должна превышать 0,5 м/с при массе обрабатываемого груза до 5 кг и 0,3 м/с при большей массе.
Для предупреждения просыпания транспортируемого сырья и образования пыли в производственных помещениях крышки и течки винтовых конвейеров должны быть уплотнены;
- вскрывать крышки винтовых конвейеров до их остановки и принятия мер против непроизвольного пуска конвейера, а также ходить по крышкам этого оборудования;
- проталкивать транспортируемый материал или случайно попавшие в конвейер предметы и брать пробы для лабораторного анализа во время работы винтового конвейера;
- эксплуатировать винтовой конвейер при касании винтом стенок кожуха, при неисправных крышках и неисправных уплотнениях;
ж) при работе подвесных тележек, толкающих конвейеров должны быть приняты меры по исключению падения материалов и изделий при их транспортировании.
Конвейеры должны быть оборудованы устройствами, отключающими приводы при перегрузке конвейеров;
и) перед пуском вновь смонтированных или капитально отремонтированных конвейеров тяговые органы и подвесные захваты должны быть испытаны в течение 15 мин. под двойной рабочей нагрузкой.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
5.31. При применении винтовых и наклонных спусков для перемещения различных пылевидных, сыпучих, штучных и вязких грузов в таре и без тары необходимо выполнять следующие требования безопасности:
а) наклонные и винтовые спуски должны быть надежно закреплены к перекрытиям или стенам и к приемным столам;
б) спуски должны иметь борта высотой, исключающей возможность выпадения грузов;
в) приемные отверстия в перекрытиях и стенах перед спусками должны быть снабжены специальными крышками или клапанами, открывающимися только на время подачи или прохождения груза. Приемные отверстия и места прохождения спусков должны быть ограждены перилами и сплошной бортовой обшивкой по низу в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке;
г) приемные столы наклонных и винтовых спусков должны быть снабжены устройствами, предупреждающими падение грузов;
д) спуски для перемещения мешков с мукой и других штучных грузов должны обеспечивать плавное, без ударов, продвижение перемещаемого груза;
е) уклон спусков, ширина рабочей поверхности спуска, высота бортов для предохранения грузов от падения должны обеспечивать необходимые требования безопасности и соответствовать нормативным документам, утвержденным в установленном порядке;
ж) при превышении скорости движения груза по наклонным спускам, свыше установленной требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, необходимо устанавливать поглотители скорости (амортизаторы, встречные уклоны и т.п.).
5.32. Устройство, эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов, грузозахватных органов должны соответствовать требованиям ПБ 10-382-00.
5.33. Эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов до регистрации и технического освидетельствования в установленном порядке не допускается.
5.34. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны периодически осматриваться в следующие сроки:
- траверсы, клещи и другие захваты и тара - каждый месяц;
- стропы (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;
- редко используемые съемные грузозахватные приспособления - перед выдачей их в работу.
Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.
5.35. При выполнении работ по перемещению грузов кранами на места производства работ и к оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие прямого отношения к этим работам.
5.36. Не допускается нахождение людей, нахождение и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при перемещении их подъемно-транспортным оборудованием, а также при погрузке и разгрузке с подвижного состава.
5.37. Во время подъема, опускания и перемещения контейнера не допускается нахождение людей внутри контейнера, на нем и на рядом расположенных контейнерах.
5.38. В соответствии со СНиП 12-03-2001 нахождение водителя на транспортном средстве во время погрузки или разгрузки его краном запрещается.
5.39. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов следует производить по наряду-допуску в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности согласно государственным стандартам и указаниям отправителя груза по соблюдению мер безопасности (СНиП 12-03-2001).
5.40. Не допускается выполнять погрузо-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней (СНиП 12-03-2001).
5.41. Перевозить опасные грузы следует в соответствии с правилами перевозки опасных грузов, утвержденными в установленном порядке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей