Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

- возможность достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- безопасность и комфортность организации учебного процесса;

- соблюдение санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов, пожарной и электробезопасности, требований охраны труда, современных сроков и объемов текущего и капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства территории;

- возможность для беспрепятственного доступа всех участников образовательного процесса, в том числе обучающихся с ОВЗ, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В образовательной организации закрепляются локальными актами перечни оснащения и оборудования, обеспечивающие учебный процесс.

Критериальными источниками оценки материально-технических условий образовательной деятельности являются требования ФГОС ООО, лицензионные требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября 2013 г. N 966, а также соответствующие приказы и методические рекомендации, в том числе:

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

- перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования (в соответствии с действующим Приказом Министерства просвещения РФ);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 465 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (зарегистрирован 25.12.2019 N 56982);

- аналогичные перечни, утвержденные региональными нормативными актами и локальными актами образовательной организации, разработанные с учетом особенностей реализации основной образовательной программы в образовательной организации.

В зональную структуру образовательной организации включены:

- участки (территории) с целесообразным набором оснащенных зон;

- входная зона;

- учебные кабинеты, мастерские, студии для организации учебного процесса;

- лаборантские помещения;

- библиотека с рабочими зонами: книгохранилищем, медиатекой, читальным залом;

- актовый зал;

- спортивные сооружения (зал, бассейн, стадион, спортивная площадка);

- пищевой блок;

- административные помещения;

- гардеробы;

- санитарные узлы (туалеты);

- помещения/место для хранения уборочного инвентаря.

Состав и площади помещений предоставляют условия для:

- основного общего образования согласно избранным направлениям учебного плана в соответствии с ФГОС ООО;

- организации режима труда и отдыха участников образовательного процесса;

- размещения в кабинетах, мастерских, студиях необходимых комплектов мебели, в том числе специализированной, и учебного оборудования, отвечающих специфике учебно-воспитательного процесса по данному предмету или циклу учебных дисциплин.

В состав учебных кабинетов (мастерских, студий) входят:

- учебный кабинет русского языка;

- учебный кабинет литературы;

- учебный кабинет родного языка;

- учебный кабинет родной литературы;

- учебный кабинет иностранного языка;

- лингафонный класс;

- учебный кабинет истории;

- учебный кабинет обществознания;

- учебный кабинет географии;

- учебный кабинет (и/или студия) изобразительного искусства;

- учебный кабинет мировой художественной культуры;

- учебный кабинет (и/или студия) музыки;

- учебный кабинет физики;

- учебный кабинет химии;

- учебный кабинет биологии и экологии;

- учебный кабинет математики;

- учебный кабинет информатики;

- учебный кабинет (мастерская) технологии;

- учебный кабинет основ безопасности жизнедеятельности.

При реализации программ по специальным предметам и коррекционным развивающим курсам адаптированных образовательных программ ООО организацией предусматриваются соответствующие учебные классы. Возможна интеграция кабинетов (например, кабинет русского языка и литературы, кабинет истории и обществознания, кабинет изобразительного искусства и мировой художественной культуры и другие варианты интеграции), а также создание специализированных кабинетов (кабинет-музей исторического краеведения, лаборатория химического практикума, класс-аудитория для естественно-научных предметов и др.), наличие которых предполагается утвержденной в организации образовательной программой.

Учебные кабинеты включают следующие зоны:

- рабочее место учителя с пространством для размещения часто используемого оснащения;

- рабочую зону учащихся с местом для размещения личных вещей;

- пространство для размещения и хранения учебного оборудования;

- демонстрационную зону.

Организация зональной структуры учебного кабинета отвечает педагогическим и эргономическим требованиям, комфортности и безопасности образовательного процесса.

Компонентами оснащения учебного кабинета являются:

- школьная мебель;

- технические средства;

- лабораторно-технологическое оборудование;

- фонд дополнительной литературы;

- учебно-наглядные пособия;

- учебно-методические материалы.

В базовый комплект мебели входят:

- доска классная;

- стол учителя;

- стул учителя (приставной);

- кресло для учителя;

- столы ученические (регулируемые по высоте);

- стулья ученические (регулируемые по высоте);

- шкаф для хранения учебных пособий;

- стеллаж демонстрационный.

Мебель, приспособления, оргтехника и иное оборудование отвечают требованиям учебного назначения, максимально приспособлены к особенностям обучения, имеют сертификаты соответствия принятой категории разработанного стандарта (регламента).

В базовый комплект технических средств входят:

- компьютер/ноутбук с периферией;

- многофункциональное устройство (МФУ) или принтер, сканер, ксерокс;

- сетевой фильтр;

- документ-камера.

В учебных кабинетах химии, биологии, физики, информатики, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, изобразительного искусства, музыки, а также в помещениях для реализации программ по специальным предметам и коррекционно-развивающим курсам общеобразовательных программ основного общего образования предусматривается наличие специализированной мебели.

Состояние оснащения учебных кабинетов и иных учебных подразделений может оцениваться по следующим параметрам (см. таблицу).

Таблица

Оснащение учебных кабинетов

N п/п

Компоненты структуры образовательной организации

Необходимое оборудование и оснащение

Необходимо/имеются в наличии

1

Учебный кабинет русского языка

1.1. Нормативные документы, локальные акты

1.2. Комплект школьной мебели (доска классная, стол учителя, стул учителя приставной, кресло для учителя, стол учащегося...)

1.3. Комплект технических средств (компьютер/ноутбук с периферией, МФУ...)

1.4. Фонд дополнительной литературы (словари, справочники, энциклопедии...)

1.5. Учебно-методические материалы

1.6. Учебно-наглядные пособия (печатные пособия демонстрационные: таблицы, репродукции картин, портретов писателей и лингвистов; раздаточные: дидактические карточки, раздаточный изобразительный материал, рабочие тетради...; экранно-звуковые средства: аудиокниги, фонохрестоматии, видеофильмы...; мультимедийные средства: электронные приложения к учебникам, аудиозаписи, видеофильмы, электронные медиалекции, тренажеры...)

1.7. Методические рекомендации по использованию различных групп учебно-наглядных пособий

1.8. Расходные материалы, обеспечивающие различные виды деятельности обучающихся

2

Учебный кабинет русского языка и литературы

3

...

Спортивный зал, включая помещение для хранения спортивного инвентаря, в соответствии с рабочей программой, утвержденной организацией, оснащается:

- инвентарем и оборудованием для проведения занятий по физической культуре и спортивным играм;

- стеллажами для спортивного инвентаря;

- комплектом скамеек.

Библиотека (информационно-библиотечный центр образовательной организации) включает:

- стол библиотекаря, кресло библиотекаря;

- стеллажи библиотечные для хранения и демонстрации печатных и медиапособий, художественной литературы;

- стол для выдачи учебных изданий;

- шкаф для читательских формуляров;

- картотеку;

- столы ученические (для читального зала, в том числе модульные, компьютерные);

- стулья ученические, регулируемые по высоте;

- кресла для чтения;

- технические средства обучения (персональные компьютеры (настольные, ноутбуки), планшеты, копировально-множительная техника), обеспечивающие возможность доступа к электронной ИОС организации и использования электронных образовательных ресурсов участниками образовательного процесса.

При формировании и комплектовании учебных кабинетов и иных подразделений образовательной организации при реализации различных вариантов адаптированных ООП ООО для обучающихся с ОВЗ создается безбарьерная архитектурная среда, оборудуются специальные рабочие места для обучающихся.

Обеспечение техническими средствами обучения (персональными компьютерами), лицензированными программными продуктами, базами данных и доступом к информационно-образовательным ресурсам должно осуществляться с учетом создания и обеспечения функционирования автоматизированных рабочих мест для педагогических работников, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, участвующих в разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования.