Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИНОСТРАННЫЙ (КИТАЙСКИЙ) ЯЗЫК"

Учебный предмет "Иностранный язык" играет важную роль в образовании и воспитании современного школьника, живущего в условиях динамичного, стремительно меняющегося поликультурного и плюрилингвального мира. Иностранный язык как инструмент межкультурного взаимодействия и межличностного общения в повседневной учебной и бытовой жизни подростков способствует их общему речевому, эмоциональному и интеллектуальному развитию, расширению кругозора, воспитанию гражданской идентичности, формированию коммуникативной культуры и понимания важности диалога культур.

Построение программы имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования. В процессе обучения освоенные на определенном этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.

В силу высокого метапредметного и межпредметного потенциала иностранного языка в современных образовательных реалиях он является важным средством познания во всех предметных областях - от социально-гуманитарной до естественно-научной, самореализации в различных творческих сферах, успешной социализации. Стремительные общественные, экономические и прочие трансформации, наблюдаемые в XXI веке, увеличивают запрос на повышение иноязычной, коммуникативной, информационной, межкультурной компетентности человека, его адаптивности к меняющейся среде. Таким образом, иностранный язык становится неотъемлемой компетенцией современного человека. По мнению ряда ученых, актуальна многоступенчатая иноязычная подготовка, которая может охватывать несколько уровней образования. Это в полной мере относится к китайскому языку, поскольку на современном этапе он становится все более распространенным в самых разных профессиональных сферах и массовой культуре, и его изучение со школьной ступени может способствовать подготовке высокопотенциальных выпускников.

Изучение китайского языка значительно расширяет кругозор обучающихся, формирует многоплановую картину мира, культуру толерантности и диалога, навыки мирного разрешения противоречий, сотрудничества и уважения к культурным и личностным различиям, навыки представления родной страны на изучаемом языке.

Наряду с вышеуказанным, стоит отметить стратегическую значимость изучения китайского языка гражданами Российской Федерации, которая предопределена необходимостью развития взаимодействия с давним соседом - Китайской Народной Республикой, одной из крупнейших экономик мира, отношения с которой в XXI веке достигли уровня всеобъемлющего стратегического партнерства. Успешность взаимодействия российского и китайского народов во многом зависит от уровня знания языков и самобытных многовековых традиций партнеров. Учитывая существенные различия в культурах России и Китая, изучение китайской культуры и китайского языка должно быть системным, осуществляться в сопоставительном ключе, чему будут способствовать занятия по предмету "Иностранный (китайский) язык" в общеобразовательной школе.