Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Тематический блок 1. "Культура как социальность"

Тема 1. Мир культуры: его структура

- Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;

- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;

- уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества;

- понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических процессов;

- уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума.

Тема 2. Культура России: многообразие регионов

- Характеризовать административно-территориальное деление России;

- знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;

- понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;

- объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;

- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

- характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.

Тема 3. История быта как история культуры

- Понимать смысл понятия "домашнее хозяйство" и характеризовать его типы;

- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода;

- находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях.

Тема 4. Прогресс: технический и социальный

- Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;

- осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;

- демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности;

- понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;

- осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.

Тема 5. Образование в культуре народов России

- Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития;

- понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;

- понимать специфику каждой ступени образования, ее роль в современных общественных процессах;

- обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;

- характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека.

Тема 6. Права и обязанности человека

- Знать термины "права человека", "естественные права человека", "правовая культура":

- характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;

- понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;

- понимать необходимость соблюдения прав человека;

- понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе;

- приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России.

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие

- Знать и понимать смысл терминов "религия", "конфессия", "атеизм", "свободомыслие";

- характеризовать основные культурообразующие конфессии;

- знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;

- понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.

Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие)

- Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;

- понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;

- называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.