Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Модуль N 6 "Образы русской и европейской духовной музыки"

Модуль N 6 "Образы русской и европейской духовной музыки" <13>

--------------------------------

<13> Изучение тематических блоков данного модуля перекликается с модулями "Европейская классическая музыка" и "Русская классическая музыка". В календарном планировании допускается сочетание, сращивание его тематических блоков с логикой изучения творческого наследия великих композиторов, таких как И.С. Бах, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3 - 4 учебных часа

Храмовый синтез искусств

Музыка православного и католического <14> богослужения (колокола, пение a capella/пение в

Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого

--------------------------------

<14> Уточнение различий между музыкой католической и протестантской церкви зависит от уровня подготовки обучающихся (как по музыке, так и по ОРКСЭ) и может быть раскрыто позднее или факультативно по усмотрению учителя. Также на усмотрение учителя данный перечень может быть дополнен образцами исламской, буддийской культуры, иудаизма в зависимости от особенностей конкретного учебного заведения и религиозных верований, распространенных в данном регионе.

Продолжение

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения

мировоззрения, основной идеи христианства. Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:

- к русской православной традиции;

- западноевропейской христианской традиции;

- другим конфессиям (по выбору учителя). Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике.

На выбор или факультативно

Посещение концерта духовной музыки

Б)

4 - 6 учебных часов

Развитие церковной музыки

Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д'Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием

Знакомство с историей возникновения нотной записи. Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты).

Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие).

Слушание духовной музыки. Определение на слух:

- состава исполнителей;

- типа фактуры (хоральный склад, полифония);

- принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции.

На выбор или факультативно

Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки.

Исследовательские и творческие проекты, посвященные отдельным произведениям духовной музыки

В)

3 - 4 учебных часа

Музыкальные жанры богослужения

Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение

Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном.

Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений.

Определение на слух изученных произведений и их авторов. Иметь представление об особенностях их построения и образов.

Устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции

Г)

3 - 4 учебных часа

Религиозные темы и образы в совре-

Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление

Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX - XXI веков.

Окончание

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

менной музыке

религиозной темы в творчестве композиторов XX - XXI веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры

Исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами.

На выбор или факультативно

Исследовательские и творческие проекты по теме "Музыка и религия в наше время".

Посещение концерта духовной музыки