Модуль N 6 "Образы русской и европейской духовной музыки"
Модуль N 6 "Образы русской и европейской духовной музыки" <13>
--------------------------------
<13> Изучение тематических блоков данного модуля перекликается с модулями "Европейская классическая музыка" и "Русская классическая музыка". В календарном планировании допускается сочетание, сращивание его тематических блоков с логикой изучения творческого наследия великих композиторов, таких как И.С. Бах, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.
N блока, кол-во часов
Темы
Содержание
Виды деятельности обучающихся
А)
3 - 4 учебных часа
Храмовый синтез искусств
Музыка православного и католического <14> богослужения (колокола, пение a capella/пение в
Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого
--------------------------------
<14> Уточнение различий между музыкой католической и протестантской церкви зависит от уровня подготовки обучающихся (как по музыке, так и по ОРКСЭ) и может быть раскрыто позднее или факультативно по усмотрению учителя. Также на усмотрение учителя данный перечень может быть дополнен образцами исламской, буддийской культуры, иудаизма в зависимости от особенностей конкретного учебного заведения и религиозных верований, распространенных в данном регионе.
Продолжение
N блока, кол-во часов
Темы
Содержание
Виды деятельности обучающихся
сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения
мировоззрения, основной идеи христианства. Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:
- к русской православной традиции;
- западноевропейской христианской традиции;
- другим конфессиям (по выбору учителя). Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике.
На выбор или факультативно
Посещение концерта духовной музыки
Б)
4 - 6 учебных часов
Развитие церковной музыки
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д'Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием
Знакомство с историей возникновения нотной записи. Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты).
Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие).
Слушание духовной музыки. Определение на слух:
- состава исполнителей;
- типа фактуры (хоральный склад, полифония);
- принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции.
На выбор или факультативно
Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки.
Исследовательские и творческие проекты, посвященные отдельным произведениям духовной музыки
В)
3 - 4 учебных часа
Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение
Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном.
Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений.
Определение на слух изученных произведений и их авторов. Иметь представление об особенностях их построения и образов.
Устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции
Г)
3 - 4 учебных часа
Религиозные темы и образы в совре-
Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление
Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX - XXI веков.
Окончание
N блока, кол-во часов
Темы
Содержание
Виды деятельности обучающихся
менной музыке
религиозной темы в творчестве композиторов XX - XXI веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры
Исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами.
На выбор или факультативно
Исследовательские и творческие проекты по теме "Музыка и религия в наше время".