Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Модуль N 3 "Музыка народов мира"

Модуль N 3 "Музыка народов мира" <8>

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3 - 4 учебных часа

Музыка - древнейший язык человечества

Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция - колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.)

Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации.

Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному и т.п.). Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке.

На выбор или факультативно

Квесты, викторины, интеллектуальные игры. Исследовательские проекты в рамках тематики "Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII - XX веков"

Б)

3 - 4 учебных часа

Музыкальный фольклор народов Европы

Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора <9>

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы.

Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России.

--------------------------------

<8> Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модулей "Музыка моего края" и "Народное музыкальное творчество России", устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой.

<9> Для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2 - 3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно - образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор - кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор - мазурка, полонез; французский фольклор - рондо, трубадуры; австрийский фольклор - альпийский рог, тирольское пение, лендлер и т.д.).

Окончание

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов

Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо)

В)

3 - 4 учебных часа

Музыкальный фольклор народов Азии и Африки

Африканская музыка - стихия ритма.

Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии <10>, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии. Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты по теме "Музыка стран Азии и Африки"

Г)

3 - 4 учебных

часа

Народная музыка Американского континента

Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латино-американского фольклора, прослеживание их национальных истоков.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев.

Индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции

--------------------------------

<10> Для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1 - 2 национальные традиции из следующего списка: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция.