Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощенную в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.
0,5 - 1 уч. час |
Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит "уметь слушать музыку"? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале |
Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. "Я - исполнитель". Игра - имитация исполнительских движений. Игра "Я - композитор" (сочинение небольших попевок, мелодических фраз). Освоение правил поведения на концерте <2>. На выбор или факультативно: "Как на концерте" - выступление учителя или одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения. Посещение концерта классической музыки |
--------------------------------
<2> В данном блоке необходимо познакомить учащихся с основными правилами поведения во время слушания музыки (во время звучания музыки нельзя шуметь и разговаривать; если в зале (классе) звучит музыка - нужно дождаться окончания звучания за дверью; после исполнения музыкального произведения слушатели благодарят музыкантов аплодисментами и т.д.) и в дальнейшем тщательно следить за их выполнением.
2 - 6 уч. часов |
Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш |
Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра. Музыкальная викторина. Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами. Разучивание, исполнение песен. Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера |
|
2 - 6 уч. часов |
Оркестр - большой коллектив музыкантов. Дирижер, партитура, репетиция. Жанр концерта - музыкальное соревнование солиста с оркестром <1> |
Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижера. "Я - дирижер" - игра - имитация дирижерских жестов во время звучания музыки. Разучивание и исполнение песен соответствующей тематики. Знакомство с принципом расположения партий в партитуре. Разучивание, исполнение (с ориентацией на нотную запись) ритмической партитуры для 2 - 3 ударных инструментов. На выбор или факультативно: Работа по группам - сочинение своего варианта ритмической партитуры |
|
1 - 2 уч. часа |
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, "секрет" названия инструмента (форте + пиано). "Предки" и "наследники" фортепиано (клавесин, синтезатор) |
Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов. "Я - пианист" - игра - имитация исполнительских движений во время звучания музыки. Слушание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя. Демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами). Игра на фортепиано в ансамбле с учителем <2>. На выбор или факультативно: Посещение концерта фортепианной музыки. Разбираем инструмент - наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино. "Паспорт инструмента" - исследовательская работа, предполагающая подсчет параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей и т.д.) |
|
1 - 2 уч. часа |
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра <3> |
Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов. Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов. Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления |
--------------------------------
<1> В данном блоке внимание учащихся по традиции может быть сосредоточено на звучании Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Однако возможна и равноценная замена на концерт другого композитора с другим солирующим инструментом.
<2> Игровое четырехручие (школьники играют 1 - 2 звука в ансамбле с развернутой партией учителя) ввел в своей программе еще Д.Б. Кабалевский. Аналогичные ансамбли есть и у классиков (парафразы на тему "та-ти-та-ти" у композиторов - членов "Могучей кучки"), и у современных композиторов (И. Красильников и др.).
<3> В данном блоке могут быть представлены такие произведения, как "Шутка" И.С. Баха, "Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика" К.В. Глюка, "Сиринкс" К. Дебюсси.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей