Новые рекомендации направлены письмами Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848, от 25.04.2023 N ДГ-808/05.

Глоссарий

Готовность к профессиональному самоопределению - способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального самоопределения.

Индивидуальная образовательно-профессиональная траектория - путь освоения универсальных и профессиональных компетенций, формируемых участниками совместно с педагогами-навигаторами через использование возможностей образовательной среды.

Карьера - траектория развития человека в рамках профессиональной деятельности. Представляет собой последовательность образовательных и профессиональных событий, ролей и профессий, которые проходит человек от начала трудовой деятельности до ее завершения. Цель карьеры - профессиональная самореализация. Траектории карьеры могут быть разными, наиболее популярные карьеры связаны с вертикальным развитием (управленческий рост), горизонтальным (развитие как специалиста в рамках одной профессии), проектным (рост масштабов и сложности проектов) и полипрофессиолизацией (освоение нескольких профессий).

Карьерная грамотность - способность использовать знания, умения и навыки для решения задач профессионального самоопределения (инструментальная сторона профессионального самоопределения), например: знания об устройстве рынков труда и возможностях профессионального образования, навыки работы с образовательными ресурсами, навыки постановки карьерных целей и т.д.

Компетенция - комплексное умение, обеспечивающее готовность человека к решению той или иной группы профессиональных задач (профессиональная компетенция) или задач надпрофессионального либо внепрофессионального характера (универсальная компетенция).

Мероприятия профессионального выбора - профориентационные практические мероприятия разных видов, реализуемые на базе площадок в соответствии с требованиями и рекомендациями оператора проекта.

Мультимедийная выставка - интерактивная экспозиция с использованием мультимедийных технологий для ранней профессиональной ориентации и выбора будущей профессии.

Партнер - юридическое лицо, осуществляющее ресурсную поддержку профориентационной программы образовательной организации на основании соглашения. Может быть представлено компанией-работодателем, профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования, органом власти, иной организацией.

Педагог-навигатор (ответственный за профессиональную ориентацию обучающихся) - специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники основного и среднего общего образования, дополнительного образования.

Платформа - многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа, на которой размещаются профориентационные материалы, онлайн-диагностика, а также происходит организация внутренних процессов реализации основного уровня Профориентационного минимума: регистрация участников, педагогов-навигаторов, региональных операторов и школ, размещается расписание мероприятий, реализуется программа дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) для педагогов-навигаторов.

Проектная деятельность <1> - это профориентационно значимая деятельность, осуществляемая обучающимся при поддержке педагога (или эксперта) по решению актуальной проблемы, ограниченная во времени и завершающийся созданием продукта, способствующего решению обозначенной проблемы.

--------------------------------

<1> Здесь и далее имеется в виду проектная деятельность осуществляемая обучающимися организаций общего образования преимущественно в учебных целях.

Профориентационная онлайн-диагностика - стандартизированная методика <2> оценки, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств подростка, прямо или косвенно связанных с выбором профессиональных и образовательных траекторий.

--------------------------------

<2> При разработке и использовании профориентационной диагностики целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персонала.

Профориентационный минимум - единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах РФ, включая отдаленные и труднодоступные территории. Включает несколько уровней реализации.

Профессиональный выбор - решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу обучающегося (в отличие от профессионального самоопределения) и не опосредованное отдаленными жизненными целями.

Профессиональная ориентация - система последовательных, научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение профессионального самоопределения и построения индивидуальной образовательно-профессиональной траектории обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями развития общества.

Профессиональная проба - мероприятие, включающее в себя элементы реальной профессиональной деятельности (или моделирующее эти элементы), предполагающее оценку данной практики самим участником и оценку ее наставником, и способствующее сознательному, обоснованному выбору образовательной профессиональной траектории.

Профессиональное самоопределение - процесс и результат:

1) выявления, уточнения и утверждения человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере посредством согласования индивидуальных возможностей, внутренних стремлений, смыслов и внешних вызовов - смысловая сторона профессионального самоопределения

2) овладения необходимым для этого инструментарием (знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями) - инструментальная сторона профессионального самоопределения.

Профориентационный урок - интерактивный урок для обучающихся 6 - 11 классов (программы адаптированы отдельно для каждой возрастной группы) образовательных организаций, представляет собой вводный этап в программу профориентации мотивационно-вовлекающего, информационно-просветительского содержания.

Рекомендация - документ с предложениями по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории как пути освоения универсальных и профессиональных компетенций. Формируется в соответствии с выявленными интересами, знаниями и навыками обучающегося, выбранными профессиональными направлениями (профессиональными областями деятельности).