Новые рекомендации направлены письмами Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848, от 25.04.2023 N ДГ-808/05.

Особенности профессиональных проб и рекомендации по их организации

Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности. Одной из основных особенностей данного процесса является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.

Одним из ключевых вопросов при организации профессиональной пробы является определение ее роли в общем контексте реализации Проекта. В одном случае профпроба выступает в качестве относительно изолированной "точки входа" в профориентационную проблематику; в другом - в качестве части структурированного полноценного профориентационного процесса, выстроенного с учетом территориальной, региональной и отраслевой специфики (в т.ч. - в условиях реализации Проекта).

Особенностями профессиональной пробы являются <7>:

--------------------------------

<7> Подробная схема организации профессиональных проб прописана в пособии: Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Гапоненко А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения: методическое пособие для учителей 5 - 11 классов. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 192 с.

- диагностический характер, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств;

- получение завершенного продукта деятельности (изделия, узла, решения кейса), выполнение функциональных обязанностей профессионала как результат каждого этапа и итога профессиональной пробы;

- формирование у обучающегося в процессе выполнения пробы целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;

- развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, профессионально важные качества личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающегося к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;

- системообразующая функция при формировании готовности обучающегося к выбору профессии: она интегрирует его знания о мире профессий в рамках данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и создает условия для практической проверки собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

При разработке профессиональных проб стоит учитывать, что разовое, однократное, изолированное выполнение профессиональной пробы вне той или иной их последовательности является нежелательным. Именно сопоставление результатов, впечатлений, ощущений позволяет реализовать необходимые процедуры сравнения итогов проведения проб. В данном случае анализ предложенных либо возникших альтернатив на основании приобретенного в ходе пробы опыта рефлексивной деятельности является необходимой составляющей повышения готовности к профессиональному самоопределению. Следует рассматривать все возможные варианты проведения проб; в т.ч. - онлайн (на базе Платформы), что можно сочетать с пробами на базе Площадки. Кроме того, Проект рассчитан на несколько лет; соответственно, каждый обучающийся будет иметь возможность участия в профессиональных пробах, рассчитанных на участников следующего (более старшего) возраста.