Новые рекомендации направлены письмами Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848, от 25.04.2023 N ДГ-808/05.

Приложение N 5

ПРОГРАММА

ПОСЕЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И РАБОТОДАТЕЛЕЙ РЕГИОНА С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Экскурсия как метод профориентационной работы

Экскурсия - форма совместной деятельности, предполагающее прямое общение экскурсовода с участниками с целью получения комплексной информации об объекте по месту его нахождения. Совмещает в себе практически все каналы передачи информации о реальном объекте (а не его образе или модели) - зрительный, аудиальный и даже обонятельный и осязательный. Работают все органы чувств.

Экскурсия формирует в широком смысле мировоззрение участников, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов, а также нравственную и этическую культуру.

Экскурсия как форма общения характеризуется демократичностью, отсутствием строгих форм и наглядностью. В процессе экскурсии ее участники могут непосредственно контактировать с объектом, общаться с экскурсоводом и между собой, обсуждая после каждой части экскурсии полученные впечатления и знания.

Экскурсия как метод используется в образовании, туризме, музейной работе и многих других областях. Экскурсия используется в профессиональной деятельности, образовании и досуге. Экскурсия универсальна в отношении любых возрастов участников.

Структура экскурсии:

1) Тема. Название и содержание экскурсии

2) Цель. Предполагаемый результат экскурсии для ее участников.

3) Объект. Объект знакомства, о котором предполагается получения комплексной информации.

4) Время. Дата и время проведения.

5) Рефлексия. Соотнесения полученных результатов с поставленными целями. Оценка результатов. Может носить характер как устного обсуждения, так и текстовой или иной фиксации.

Организация экскурсии:

Экскурсия требует определенных компетенций от организатора (автора, разработчика). Часто это партнерская (совместная) деятельность, хотя возможна и ситуация, когда организатор, исполнитель, экскурсовод и само содержание экскурсии определяются одной организацией и даже одним человеком (музейная работа, знакомство с образовательной организацией, посещение производства). В случае партнерства предполагается согласование деятельности двух или более субъектов, что усложняет планируемую деятельность.

Ресурсное обеспечение экскурсии:

- человеческие ресурсы (кадры) включающие организатора(ов)-групповода(ов), экскурсоводов;

- принимающая организация (площадка);

- транспорт;

- средства фиксирования информации (фото-, видеозаписи и т.д.);

- требует решение вопросов безопасности (перемещение и пребывание на объекте);

- в случае работы с детьми необходимо решение правовых вопросов.

В рамках профориентации экскурсия позволяет получить максимальную информацию о профессиональной деятельности: об условиях труда, средствах труда и т д. По сути, полное представление, за исключением практического участия в данной профессиональной деятельности.

Преимущества метода

- Непосредственный контакт с объектом. Получение практически полной информации без посредников (экскурсовод - помощник).

- Не требует, как правило, специальной подготовки участников.

- Мотивационно привлекает участников (вызывает интерес).

Недостатки

- Организация требует серьезной подготовки.

- Ресурсы.

- Вопросы безопасности.

- Пассивность (относительная) участников по сравнению с другими методами (проектной деятельностью, профессиональной пробой).