Новые рекомендации направлены письмами Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848, от 25.04.2023 N ДГ-808/05.

6.1. Общие принципы организации профессиональных проб

Проба не должна быть однократным событием. Разовое, однократное, изолированное выполнение профессиональных проб вне той или иной их последовательности является нежелательным. Важно сопоставление результатов, впечатлений, ощущений от разных проб. В ходе пробы появляется опыт рефлексивной деятельности, что ведет к анализу предложенных либо возникших альтернатив; это способствует повышению готовности к профессиональному самоопределению. Следует рассматривать все возможные варианты проведения проб - в т.ч. онлайн и на базе Платформы, которые можно сочетать с пробами на базе Площадки.

Проба должна предусматривать создание продукта - т.е. воспринимаемого другими и потенциально отчуждаемого результата деятельности, обладающего значимостью. Это существенно повышает результативность проб. В качестве продуктов можно рассматривать и промежуточные результаты активности (к которым может относиться решение задач, не связанных с собственно профессиональной деятельностью). Так, например, как результаты можно рассматривать не только прообразы товаров или услуг, но и какие-либо промежуточные действия при их создании.

Для реализации пробы очень важен реальный профессиональный контекст. Региональная и территориальная специфика рынка труда, а также спектр профессий и специальностей, по которым реализуются образовательные программы вузов и профессиональных образовательных организаций, служат ключевым основанием для выбора содержательных линий при проведении профессиональных проб. Принципиальное значение при реализации проб приобретает обеспечение профессионального контекста: материальной и человеческой среды, воспроизведения или качественной имитации технологических процессов, применения профессиональных компетенций; демонстрации норм профессионального поведения, закономерностей профессиональных субкультур.

Результат пробы связан не с обретением профессиональной компетенции, а с повышением готовности к профессиональному выбору. Особо следует отметить, что обеспечение профессионального контекста (см. выше) не предполагает оценки у обучающихся тех профессиональных компетенций, а также знаний, умений, навыков, которые востребованы у носителей реального профессионального опыта. Разумеется, в ходе профессиональных проб отдельные компетенции, знания, умения, навыки, непосредственно востребованные профессиональным контекстом, могут обнаруживаться, но они являются скорее сопутствующими результатами деятельности. Основная же мишень проб - общеобразовательная, касающаяся в первую очередь профессионального самоопределения. При этом важно не сводить пробу к простому присутствию и наблюдению за процессом. Иначе говоря, информационная и консультационная составляющие при проведении профессиональных проб не должны играть доминирующей роли и реализовываться в ущерб приобретению опыта практической деятельности.

Необходима интеграция ресурсов Площадки и психолого-педагогического сопровождения пробы. При проведении проб важно уделять внимание рефлексии: побуждать обучающихся к размышлению о том, насколько участие в профессиональных пробах позволило им лучше понять, какие профессии существуют и какие им больше подходят. Наибольший результат можно получить, когда в цикле проб задействованы ресурсы организаций и общего, и среднего профессионального, и высшего, и дополнительного образования. Их взаимодействие позволяет наиболее продуктивно подготовить программно-методическое обеспечение для проведения проб, определить материально-технические возможности их реализации, достигнуть договоренности о соблюдении безопасности, расширить возможности привлечения специалистов, обеспечивающих как организационную, так и психолого-педагогическую составляющие. При этом необходимо ориентироваться на возрастные особенности обучающихся.

Отрицательный "профессиональный" результат может быть положительным профориентационным результатом. Как уже отмечалось выше, формирование мотивации к получению профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности в той сфере, в рамках которой проходила проба, не является ее основной задачей. Нередко участие в пробе приводит к отрицанию альтернатив, связанных с данным профессиональным направлением (и это также закономерно и естественно). Может быть так, что ни одна из проб не создает положительного эмоционального переживания, не приводит к созданию профориентационно значимого продукта. В такой ситуации следует, по возможности, отделить реальное неприятие или безразличие к составляющим пробы от неготовности к профессиональному самоопределению в целом и низкой мотивации к прохождению профессиональных проб, в частности.

Кто еще заинтересован в проведении проб? При реализации профессиональных проб опосредованно и неманипулятивно решается и задача продвижения региональных стратегий популяризации и стимулирования актуальных направлений кадрового запроса. В данной ситуации целесообразна предварительная оценка потенциальной востребованности в той или иной отрасли, в регионе, стране. В ряде случаев необходимо соотносить программу профессиональных проб с описаниями, заимствованными из профессиональных стандартов. Это позволяет создать некие смысловые концепты, обеспечивающие определение ресурсного обеспечения и проектирование программы пробы.

Кто и как оценивает результативность пробы? Разработчик структуры, содержания и программного обеспечения пробы совместно с коллегами оценивает предположительные показатели результативности ее реализации. Требуется определить возможный диапазон самостоятельности действий обучающегося; принять решение о том, должны ли быть завершены предложенные ему операции (в этом случае необходимо создать условия для этого); определиться с критериями противоречивости или непоследовательности при совершении предусмотренных действий и т.д. В зависимости от характера пробы, может оцениваться приращение представлений и опыта деятельности в конкретной межпрофессиональной области, динамика изменения самооценки обучающихся и ее адекватность, общее изменение мотивации школьника по отношению к профессиональному выбору и т.д.

Элементы профессиональной пробы. Обязательными являются элементы, позволяющие обучающемуся увидеть "портрет" носителя той или иной профессиональной деятельности, а также "примерить" на себя образы трудовых действий, выполняемых им.

В частности, обучающийся знакомится:

- со сферой деятельности носителя профессии;

- с тем, как называется затребованная работодателем компетенция или занимаемая должность;

- с характеристикой профессии, специальности, компетенции по признаку "устаревающая - актуальная - перспективная";

- с возрастными границами, в которых может выполняться то или иное трудовое действие, а также с целесообразностью выбора работодателем возраста работника;

- с наличием неблагоприятных профессионально-производственных факторов, оказывающих влияние на работника, а также с возможными особыми требованиями к его психофизиологическим особенностям;

- с формой реализации пробы: участие в оказании услуги, подготовка участка или технологического узла, кейс и т.д;

- с возможным продуктом, создаваемым в ходе пробы, возможностью его демонстрации сверстникам или родителям, включения в то или иное портфолио, фото- и видеофиксации и т.д.;

- с перечнем смежных профессий и специальностей, сопутствующих видов деятельности, возможностью принятия тех или иных социальных ролей, отличных от наемного работника: фрилансер, предприниматель;

- с потенциальными перспективами конкурсной активности при обучении в организациях профессионального образования или вузах;

- со степенью проникновения данных компетенций, профессий, специальностей в регионе или стране в текущий момент и в ближнесрочной перспективе;

- с возможными "сомнительными" сторонами освоения тех или иных компетенций, например, с преимущественным вовлечением в схемы "серой экономики"; с рисками такого профессионального развития.

Как отмечалось выше, по окончании участия в пробе важно вовлечь обучающихся в процесс рефлексии приобретенного опыта (индивидуально или в группе). Для этого на Платформе школьникам предлагается заполнить анкету обратной связи.