Проба не должна быть однократным событием. Разовое, однократное, изолированное выполнение профессиональных проб вне той или иной их последовательности является нежелательным. Важно сопоставление результатов, впечатлений, ощущений от разных проб. В ходе пробы появляется опыт рефлексивной деятельности, что ведет к анализу предложенных либо возникших альтернатив; это способствует повышению готовности к профессиональному самоопределению. Следует рассматривать все возможные варианты проведения проб - в т.ч. онлайн и на базе Платформы, которые можно сочетать с пробами на базе Площадки.
Проба должна предусматривать создание продукта - т.е. воспринимаемого другими и потенциально отчуждаемого результата деятельности, обладающего значимостью. Это существенно повышает результативность проб. В качестве продуктов можно рассматривать и промежуточные результаты активности (к которым может относиться решение задач, не связанных с собственно профессиональной деятельностью). Так, например, как результаты можно рассматривать не только прообразы товаров или услуг, но и какие-либо промежуточные действия при их создании.
Для реализации пробы очень важен реальный профессиональный контекст. Региональная и территориальная специфика рынка труда, а также спектр профессий и специальностей, по которым реализуются образовательные программы вузов и профессиональных образовательных организаций, служат ключевым основанием для выбора содержательных линий при проведении профессиональных проб. Принципиальное значение при реализации проб приобретает обеспечение профессионального контекста: материальной и человеческой среды, воспроизведения или качественной имитации технологических процессов, применения профессиональных компетенций; демонстрации норм профессионального поведения, закономерностей профессиональных субкультур.
Результат пробы связан не с обретением профессиональной компетенции, а с повышением готовности к профессиональному выбору. Особо следует отметить, что обеспечение профессионального контекста (см. выше) не предполагает оценки у обучающихся тех профессиональных компетенций, а также знаний, умений, навыков, которые востребованы у носителей реального профессионального опыта. Разумеется, в ходе профессиональных проб отдельные компетенции, знания, умения, навыки, непосредственно востребованные профессиональным контекстом, могут обнаруживаться, но они являются скорее сопутствующими результатами деятельности. Основная же мишень проб - общеобразовательная, касающаяся в первую очередь профессионального самоопределения. При этом важно не сводить пробу к простому присутствию и наблюдению за процессом. Иначе говоря, информационная и консультационная составляющие при проведении профессиональных проб не должны играть доминирующей роли и реализовываться в ущерб приобретению опыта практической деятельности.
Необходима интеграция ресурсов Площадки и психолого-педагогического сопровождения пробы. При проведении проб важно уделять внимание рефлексии: побуждать обучающихся к размышлению о том, насколько участие в профессиональных пробах позволило им лучше понять, какие профессии существуют и какие им больше подходят. Наибольший результат можно получить, когда в цикле проб задействованы ресурсы организаций и общего, и среднего профессионального, и высшего, и дополнительного образования. Их взаимодействие позволяет наиболее продуктивно подготовить программно-методическое обеспечение для проведения проб, определить материально-технические возможности их реализации, достигнуть договоренности о соблюдении безопасности, расширить возможности привлечения специалистов, обеспечивающих как организационную, так и психолого-педагогическую составляющие. При этом необходимо ориентироваться на возрастные особенности обучающихся.
Отрицательный "профессиональный" результат может быть положительным профориентационным результатом. Как уже отмечалось выше, формирование мотивации к получению профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности в той сфере, в рамках которой проходила проба, не является ее основной задачей. Нередко участие в пробе приводит к отрицанию альтернатив, связанных с данным профессиональным направлением (и это также закономерно и естественно). Может быть так, что ни одна из проб не создает положительного эмоционального переживания, не приводит к созданию профориентационно значимого продукта. В такой ситуации следует, по возможности, отделить реальное неприятие или безразличие к составляющим пробы от неготовности к профессиональному самоопределению в целом и низкой мотивации к прохождению профессиональных проб, в частности.
Кто еще заинтересован в проведении проб? При реализации профессиональных проб опосредованно и неманипулятивно решается и задача продвижения региональных стратегий популяризации и стимулирования актуальных направлений кадрового запроса. В данной ситуации целесообразна предварительная оценка потенциальной востребованности в той или иной отрасли, в регионе, стране. В ряде случаев необходимо соотносить программу профессиональных проб с описаниями, заимствованными из профессиональных стандартов. Это позволяет создать некие смысловые концепты, обеспечивающие определение ресурсного обеспечения и проектирование программы пробы.
Кто и как оценивает результативность пробы? Разработчик структуры, содержания и программного обеспечения пробы совместно с коллегами оценивает предположительные показатели результативности ее реализации. Требуется определить возможный диапазон самостоятельности действий обучающегося; принять решение о том, должны ли быть завершены предложенные ему операции (в этом случае необходимо создать условия для этого); определиться с критериями противоречивости или непоследовательности при совершении предусмотренных действий и т.д. В зависимости от характера пробы, может оцениваться приращение представлений и опыта деятельности в конкретной межпрофессиональной области, динамика изменения самооценки обучающихся и ее адекватность, общее изменение мотивации школьника по отношению к профессиональному выбору и т.д.
Элементы профессиональной пробы. Обязательными являются элементы, позволяющие обучающемуся увидеть "портрет" носителя той или иной профессиональной деятельности, а также "примерить" на себя образы трудовых действий, выполняемых им.
В частности, обучающийся знакомится:
- со сферой деятельности носителя профессии;
- с тем, как называется затребованная работодателем компетенция или занимаемая должность;
- с характеристикой профессии, специальности, компетенции по признаку "устаревающая - актуальная - перспективная";
- с возрастными границами, в которых может выполняться то или иное трудовое действие, а также с целесообразностью выбора работодателем возраста работника;
- с наличием неблагоприятных профессионально-производственных факторов, оказывающих влияние на работника, а также с возможными особыми требованиями к его психофизиологическим особенностям;
- с формой реализации пробы: участие в оказании услуги, подготовка участка или технологического узла, кейс и т.д;
- с возможным продуктом, создаваемым в ходе пробы, возможностью его демонстрации сверстникам или родителям, включения в то или иное портфолио, фото- и видеофиксации и т.д.;
- с перечнем смежных профессий и специальностей, сопутствующих видов деятельности, возможностью принятия тех или иных социальных ролей, отличных от наемного работника: фрилансер, предприниматель;
- с потенциальными перспективами конкурсной активности при обучении в организациях профессионального образования или вузах;
- со степенью проникновения данных компетенций, профессий, специальностей в регионе или стране в текущий момент и в ближнесрочной перспективе;
- с возможными "сомнительными" сторонами освоения тех или иных компетенций, например, с преимущественным вовлечением в схемы "серой экономики"; с рисками такого профессионального развития.
Как отмечалось выше, по окончании участия в пробе важно вовлечь обучающихся в процесс рефлексии приобретенного опыта (индивидуально или в группе). Для этого на Платформе школьникам предлагается заполнить анкету обратной связи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей