Новые рекомендации направлены письмами Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848, от 25.04.2023 N ДГ-808/05.

Анкета обратной связи после участия в профессиональной пробе

Вопросы 1 - 4: ответ через звездочки, с баллами от 1 до 5 - с описанием

крайних полюсов шкалы.

1. Отметь, насколько тебе понравилось мероприятие.

* * * * *

Не понравилось, совсем не интересное Понравилось, очень интересное

2. Отметь, насколько много нового и ценного тебе удалось узнать.

* * * * *

Совсем ничего нового Очень много нового и ценного

3. Насколько мероприятие помогло тебе с выбором профессионального

направления?

* * * * *

Совсем не помогло Очень помогло

4. Будешь ли ты заниматься этим профессиональным направлением?

* * * * *

Точно не буду Точно буду

5. Хочешь ли ты посетить еще одно мероприятие в рамках этой

профессиональной среды?

Да

Не уверен

Нет

6. Мероприятия каких профессиональных сред тебе интересно было бы посетить

(не более трех)?

- Здоровая

- Комфортная

- Агро-

- Безопасная

- Умная

- Креативная

- Социальная

- Деловая

- Индустриальная

7. Напиши пожелания к организаторам (открытый вопрос).

Ниже приводятся дополнительные вопросы (избыточный список), которые можно рассмотреть в формате небольшой итоговой конференции или в индивидуальном общении в процессе или после проведения пробы:

1. Какие цели ставились перед началом пробы, какие не ставились?

2. Чем известна организация, в которой проводится проба? Какова ее краткая история?

3. Какова структура организации, где работают выпускники? Кто является ее сотрудниками, каков уровень их образования и как называются их должности?

4. Каковы условия и характеристики трудовой деятельности таких людей?

5. Кто является потребителями их продукта?

6. Как организовано рабочее место сотрудника (если есть возможность с ним познакомиться)?

7. Каков стиль отношений между сотрудниками, представителями профессиональной субкультуры?

8. Какие качества и какие компетенции ценятся у сотрудника этой организации, выпускника этого колледжа/техникума/вуза?

9. Что входило в содержание пробы?

10. Какую инициативу удалось проявить самостоятельно?

11. Какое наблюдение за работой сверстников, также выполнявших пробу, удалось осуществить?

12. Какой продукт удалось получить в процессе прохождения пробы?

13. Сколько стоит произведенная работа в денежном эквиваленте (если уместно)?

14. Какие новые знания, умения и навыки были приобретены?

15. Удалось бы выполнить после окончания пробы какую-то часть функциональных обязанностей носителя профессии?

16. Какие проблемы есть у представителей данной профессии, специальности?

17. Возможна ли в моем будущем перспектива выполнения таких или схожих действий?

18. Что изменилось в моих представлениях о себе и в моих жизненных планах после прохождения пробы?

Как можно оперативно оценить результативность пробы? Результативность профессиональной пробы, разумеется, может быть оценена по-разному в зависимости от того, в каком контексте она реализуется, в какой мере может быть заимствован уже имеющийся инструментарий реализации профессиональных проб.

Рекомендуемые индикаторы, свидетельствующие о том, что использование профессиональных проб решает для обучающегося задачи, поставленные перед Проектом.

В части рефлексивного осмысления профориентационно значимого опыта, в т.ч. - полученного в ходе реализации пробы:

1. Расширение видов профориентационно значимой деятельности, в которые оказался включен обучающийся;

2. Обнаружение им новых профориентационно значимых проблем, возможных путей их разрешения;

3. Освоение способов конструктивного межличностного взаимодействия с носителями определенной профессии с целью разрешения проблем в процессе продвижения к собственному профессиональному выбору;

4. Обнаружение рисков, связанных с вовлечением в различные ситуации профориентационно значимой активности;

5. Создание продуктов, которые воспринимаются и используются как профориентационно значимые;

6. Изменение отношения к процессу и результату работы над "портфелями достижений".

В части использования новой информации, полученной в ходе выполнения пробы:

1. Использование актуальных и/или прогностических данных по изменению мира профессионального и внепрофессионального труда;

2. Понимание значимости информации о состоянии территориального, регионального, общероссийского, глобального рынка труда, "ловушках невостребованности" на нем;

3. Расширение возможностей ориентации в профессиографической информации;

4. Осознание возможностей анализа и оценки особенностей образовательно-профессиональных маршрутов выпускников прошлых лет в территориальном окружении;

5. Переоценка образа профессионального успеха, "образа героя";

6. Обнаружение путей освоения новых социальных ролей, возможностей собственной экономической активности, помимо наемного труда;

7. Трансформация в конструировании информационного запроса, в т.ч. с использованием возможностей социальных сетей;

8. Распознавание потенциальных манипуляций, актуальных для продвижения на рынке социально востребованной деятельности.

В части проектирования профессионально-образовательного маршрута:

1. Различение возможных ближних и дальних целей с учетом доступной информации о востребованности результатов освоения тех или иных профессий;

2. Повышение готовности обнаружения альтернативных маршрутов своего профессионально-образовательного продвижения, внутренних и внешних ресурсов, помощников и защитников;

3. Построение собственных профилей компетенций, презентация своих конкурентных преимуществ;

4. Аргументация перед различными категориями оппонентов вариантов своего выбора.

В части повышения готовности к принятию решения:

1. Выявление и ранжирование факторов, оказывающих влияние на собственный выбор;

2. Обнаружение ограничителей свободы профессионального выбора;

3. Выделение вариантов выбора пути продолжения образования в пределах поселения или в других поселениях, регионах, странах;

4. Создание поводов для взаимодействия с родителями (другими членами семьи, значимыми взрослыми) по профориентационно значимым вопросам.

Данный перечень индикаторов не является универсальным или исчерпывающим, но он позволяет определить наиболее существенные пробелы в готовности обучающегося (или групп обучающихся) к профессиональному самоопределению.

Последовательность профессиональных проб выступает в таком случае и как психолого-педагогический, и как организационный инструмент, позволяющий корректировать реализацию Проекта для исключения дублирования или образования "слепых пятен" при достижении образовательных или психолого-педагогических результатов.