Информационное сообщение Банка России от 30.11.2022 "Частичная отмена послаблений, новые меры поддержки банков и отдельные изменения в банковском регулировании в 2023 году"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 ноября 2022 года
ПОСЛАБЛЕНИЙ, НОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БАНКОВ И ОТДЕЛЬНЫЕ
ИЗМЕНЕНИЯ В БАНКОВСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В 2023 ГОДУ
В 2022 году Банк России предоставил кредитным организациям (КО) масштабный пакет временных мер поддержки, чтобы они могли легче пройти период высокой волатильности на финансовых рынках (в их числе возможность фиксации валютного курса и стоимости активов для расчета нормативов), а также адаптироваться к более долгосрочным структурным изменениям (например, возможность неухудшения оценки качества кредитов заемщиков, пострадавших из-за влияния санкций).
Послаблениями в разном масштабе пользуются две трети КО, однако для большинства из них общий эффект на капитал (с учетом накопленного ранее запаса) - умеренный. Это означает, что они готовы справиться с отменой большинства действующих послаблений. Послабления должны своевременно сворачиваться также и для того, чтобы у КО сохранялись правильные стимулы к управлению рисками.
В связи с этим Банк России планирует <1> с начала 2023 года отменить ряд мер, продлив и частично модифицировав лишь те, в которых сохраняется необходимость, а также дополнительно предусмотреть ряд изменений в регулировании для облегчения признания КО возможных потерь и сохранения потенциала кредитования.
--------------------------------
<1> Перечень мер по некредитным финансовым организациям (НФО) будет опубликован позднее в отдельных пресс-релизах Банка России. В данном пресс-релизе содержится неисчерпывающий перечень мер по НФО, далее сносками будут отмечены те общие решения, которые также планируется распространить и на НФО.
Меры планируется реализовать до конца 2022 года. Совет директоров Банка России примет соответствующие решения в рамках специальных полномочий <2>. Кроме того, будут изданы информационные письма, а также внесены изменения в нормативные акты. Дополнительная информация будет доведена до участников рынка после принятия соответствующих решений.
--------------------------------
<2> Проект Федерального закона N 222860-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят Государственной Думой в первом чтении и готовится к рассмотрению во втором чтении.
Меры, которые не будут продлены после 2022 года:
- возможность фиксации <3> валютных курсов, стоимости ценных бумаг и имущества (для целей пруденциального регулирования), а также справедливой стоимости ценных бумаг и отдельных финансовых инструментов (для целей бухгалтерского учета) в связи с постепенной стабилизацией финансового рынка и с учетом введения ряда новых мер поддержки, в том числе поэтапного формирования резервов по заблокированным активам, временного снижения требований по надбавкам к нормативам достаточности капитала КО (подробная информация приведена ниже);
--------------------------------
<3> Аналогичное решение планируется и в отношении НФО.
- послабления по несоблюдению лимитов открытых валютных позиций для снижения рисков и стимулирования снижения доли "токсичных" валют в балансах КО;
- возможность применять пониженный риск-вес для нормативов концентрации по корпоративным заемщикам, в отношении которых банк существенно (на сумму более 10 млрд рублей) нарастил объем кредитных требований (КО, выполнившие это условие и воспользовавшиеся льготой в 2022 году, смогут применять льготный риск-вес по соответствующим заемщикам по 31.05.2025);
- возможность применять пониженный риск-вес для нормативов достаточности капитала и концентрации по оборотным кредитам системообразующих организаций (по таким кредитам, предоставленным до 31.12.2022 включительно, мера будет действовать 1 год с даты их выдачи). В дальнейшем льготные риск-веса планируется применять для приоритетных проектов, направленных на обеспечение технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, таксономию которых разрабатывает Правительство Российской Федерации;
- возможность устанавливать предельную процентную ставку по рублевым субординированным инструментам в размере максимальной из двух величин: 15% либо увеличенного на 5 п.п. значения ключевой ставки Банка России - мера утратила актуальность из-за снижения ставок;
- возможность не ухудшать классификационную группу для оценки экономического положения КО и небанковских кредитных организаций (НКО), включая центральных контрагентов, до проведения классификации по состоянию на 01.01.2023 включительно. С 01.04.2023 классификационная группа будет определяться Банком России в обычном порядке.
Меры, которые планируется продлить (в том числе в модифицированном формате):
- регуляторные меры в части формирования резервов. Резервы на возможные потери по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера, возникшим до 18.02.2022, должны быть сформированы в полном объеме в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов в следующие сроки:
1. в части юридических лиц (если просроченные платежи меньше 90 дней) - по 30.06.2023;
2. в части юридических лиц - нерезидентов, требования к которым номинированы в иностранной валюте, даже в случае наличия просроченных платежей свыше 90 календарных дней (только для КО, находящихся под блокирующими санкциями недружественных стран), - по 30.06.2023;
3. в части физических лиц и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (если просроченные платежи меньше 90 дней) - по 31.12.2023.
Если по кредитам возникает просрочка свыше 90 календарных дней (кроме случая, указанного в подпункте 2), это означает наличие явных проблем и льготный режим на такие кредиты не распространяется, они должны резервироваться в обычном порядке;
- возможность принятия банком на ПВР <4> решения о непризнании в отдельных случаях дефолта заемщика в соответствии с Положением N 483-П <5> и/или Инструкцией N 199-И <6>, произошедшего после 18.02.2022, - по 30.06.2023;
--------------------------------
<4> КО, применяющие банковские методики управления кредитным риском и модели количественной оценки кредитного риска для определения величины кредитного риска с использованием подхода на основе внутренних рейтингов (ПВР) для расчета нормативов достаточности капитала.
<5> Положение Банка России от 06.08.2015 N 483-П "О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов".
<6> Инструкция Банка России от 29.11.2019 N 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией".
- неприменение мер за использование КО - кредиторами "старой" <7> отчетности в отношении юридических лиц - эмитентов, в том числе КО-эмитентов, - по 30.06.2023. В отношении иных КО-контрагентов продление не требуется, так как КО смогут проводить оценку с учетом перехода с нового года к раскрытию отчетности, хоть и в несколько сокращенном формате;
--------------------------------
<7> Отчетность юридических лиц - эмитентов, которая была составлена по состоянию на 01.07.2021.
- неприменение мер за нарушение нормативов концентрации на НКЦ и НРД <8> - по 30.06.2023.
--------------------------------
<8> НКО НКЦ АО и НКО АО НРД соответственно.
Одновременно проводится работа по изменению Инструкции N 199-И в части исключения из расчета нормативов концентрации денежных средств, с которыми из-за санкций ограничено совершение операций или сделок, поскольку КО в этой ситуации фактически утрачивают возможность управлять риском концентрации по таким активам;
- в модифицированном виде ограничение на раскрытие финансовой отчетности: с переходом от запрета ее раскрытия к обязательному раскрытию в ограниченном формате <9> - с 01.01.2023;
--------------------------------
<9> Аналогичное решение планируется и в отношении НФО.
- право не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию <10>, в том числе о реорганизации, структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах кредитных организаций, о лицах, контролирующих кредитные организации, о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования, - до 01.07.2023;
--------------------------------
<10> Аналогичное решение планируется и в отношении НФО.
- послабления по нормативам ликвидности системно значимых КО, которые предусматривают сохранение расширенного перечня ситуаций, при которых фактическое значение НКЛ <11> ниже 100% не рассматривается в качестве нарушения, а также неприменение мер за несоблюдение НЧСФ <12> - по 31.12.2023.
--------------------------------
<11> Норматив краткосрочной ликвидности.
<12> Норматив чистого стабильного фондирования.
При этом вводится дополнительное условие о необходимости реализации системно значимыми КО, имеющими фактические значения НКЛ и НЧСФ ниже 100%, планов действий, направленных на улучшение уровня ликвидности в 2023 году. Таким КО следует не допускать дальнейшего снижения НКЛ и НЧСФ относительно значений, сложившихся на последнюю отчетную дату, то есть на 01.11.2022 (НКЛ) и 01.10.2022 (НЧСФ), и реализовывать планы действий по увеличению фактических значений этих нормативов;
- возможность включения ссуд МСП до 50 млн рублей (ранее - до 10 млн рублей) в портфель однородных ссуд (требований) при оценке финансового положения заемщика как среднего, а также оцениваемых на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности - по 31.12.2023. Одновременно проводится работа в целях закрепления соответствующих норм в положениях N 590-П <13> и N 611-П <14>;
--------------------------------
<13> Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности".
<14> Положение Банка России от 23.10.2017 N 611-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".
- возможность для КО при выкупе собственных еврооблигаций <15> с дисконтом и не имеющих возможности провести их аннуляцию учитывать доход от переоценки обязательств при расчете собственных средств (капитала) - по 31.12.2023;
--------------------------------
<15> Обязательства, связанные с иностранными облигациями, выпущенными иностранными организациями.
- неприменение вычета из капитала, повышенных коэффициентов риска и резервов для сделок по выкупу акций (долей) у нерезидентов - по 31.12.2023;
- отмена использования при расчете нормативов страновых оценок Российской Федерации (в том числе в рамках расчета рыночного риска) и Республики Беларусь - по 31.12.2023;
- рекомендации кредиторам по работе с заемщиками по 31.12.2023 (реструктурировать кредиты (займы) в соответствии с предусмотренными программами реструктуризации, не начислять неустойки (штрафы, пени), приостановить процедуры принудительного выселения должников из жилых помещений, на которые было обращено взыскание) <16>. Указанные реструктуризации также не будут учитываться в качестве фактора, ухудшающего кредитную историю заемщика;
--------------------------------
<16> Аналогичная рекомендация и в отношении НФО.
- неприменение мер за непредоставление в 2023 году информации об организации ВПОДК <17> за 2022 год на индивидуальной и консолидированной основе;
--------------------------------
<17> Внутренние процедуры оценки достаточности капитала.
- сохраняется временная возможность использовать для целей нормативных актов Банка России рейтинги кредитоспособности международных рейтинговых агентств, зафиксированные по состоянию на 01.02.2022, до их постепенного замещения на кредитные рейтинги, присвоенные национальными рейтинговыми агентствами, где это требуется (соответствующие изменения в регулировании прорабатываются).
Новые меры, направленные на поддержку банковского сектора:
- "рассрочка" <18> для КО на 10 лет <19> - по 31.12.2032 - по созданию резервов на возможные потери по полностью заблокированным активам, на распоряжение которыми из-за санкций наложены явные ограничения и по которым нет альтернативных источников возмещения (корсчета, межбанковские кредиты, иные требования к иностранным банкам, кредиты и прочие требования (в том числе из облигаций) к заемщикам из стран, которые ввели блокирующие санкции, вложения в дочерние организации в этих странах, совершенные платежи по еврооблигациям, которые заблокированы в Euroclear/Clearstream, а также валютные счета в НРД).
--------------------------------
<18> Аналогичное решение планируется и в отношении НФО.
При этом "рассрочка" не будет предоставляться по прочим активам с ограничениями на использование (еврооблигации, конечными должниками по которым являются российские юридические лица, российские государственные еврооблигации и кредиты нерезидентам, выданные в валютах недружественных стран, по которым существуют проблемы с обслуживанием из-за действий платежных агентов), где предусмотрены альтернативные механизмы возмещения (например, платежи в рублях в пользу российских держателей, выпуск замещающих рублевых облигаций).
"Рассрочка" предполагает, что в течение 10 лет КО должны будут равномерно снижать чистый (то есть за вычетом резервов) объем заблокированных активов. Таким образом, они смогут снизить его либо постепенно резервируя эти активы, либо за счет их урегулирования (например, взаимозачета требований и обязательств, где возможно; выделения таких активов в отдельное юридическое лицо).
При использовании "рассрочки" стоимость активов в бухгалтерском учете должна быть зафиксирована КО в рублях по курсу, определяемому в порядке, установленном нормативным актом Банка России по бухгалтерскому учету заблокированных активов, что позволит в дальнейшем избежать "бумажного" результата (прибыли или убытка) от переоценки.
Одновременно по 31.12.2023 активы, с которыми из-за санкций ограничено совершение операций или сделок, в том числе полностью или частично заблокированные, будут исключаться из расчета нормативов ликвидности (Н2, Н3, Н4), а в расчет нормативов достаточности капитала будут включаться с риск-весом 100%. Одновременно проводится работа в целях закрепления соответствующих норм в Инструкции N 199-И.
Для КО - расчетных депозитариев и НКО - центральных контрагентов будут определены дополнительные требования в отношении учета заблокированных активов при расчете обязательных нормативов, резервов и выплаты дивидендов с учетом особенностей осуществления ими инфраструктурных функций;
- временное обнуление требований по надбавкам к нормативам достаточности капитала банков с 2023 года с их последующим постепенным восстановлением в течение 5 лет (включая грейс-период в 1 год) <20>. Вне зависимости от соблюдения указанных временных надбавок банки смогут выплачивать вознаграждение своему менеджменту для сохранения его мотивации к быстрому восстановлению финансовой устойчивости КО.
--------------------------------
При этом для сохранения устойчивости сектора будет ограничено распределение прибыли банками, а именно: полный запрет - если временный уровень надбавок будет нарушен; до 50% прибыли текущего года и 0% прибыли прошлых лет - если значение норматива находится между временным уровнем и целевым; без ограничений - если соблюдается целевой уровень надбавок (3,5% - СЗКО, 2,5% - БУЛ <21>).
--------------------------------
<21> Системно значимые кредитные организации и банки с универсальной лицензией соответственно.
В целом мера позволит банкам признать убытки по проблемным активам по мере отмены временных послаблений и постепенного вызревания проблем без серьезных последствий.
Одновременно проводится работа в целях закрепления соответствующих норм в Инструкции N 199-И;
- возможность принять решение не ухудшать оценку ссуд заемщиков-военнослужащих и членов их семей для поддержания доступности кредитования для них. Готовится информационное письмо Банка России;
- снижение нагрузки на капитал российских КО по краткосрочным (до 90 календарных дней) размещениям в банках в дружественных юрисдикциях и в России, номинированным в "дружественных" валютах <22>. Проводится работа с целью закрепления соответствующих норм в Инструкции N 199-И;
--------------------------------
<22> Снижение текущих риск-весов с 50 до 20% по требованиям к банкам стран с рейтингом долгосрочной кредитоспособности, присвоенным международным рейтинговым агентством в диапазоне от "BBB+" до "BBB-" или аналогичным (в том числе к банкам-резидентам России в валюте стран, не являющихся недружественными), и с 100 до 50% по требованиям к банкам стран с рейтингом в диапазоне от "BB+" до "B-".
- снижение расчетной базы резерва по УОКХ <23> (кредитным линиям, банковским гарантиям и прочим) за счет установления в разрезе отдельных финансовых инструментов эквивалентов кредитной конверсии, которые отражают темпы конвертации УОКХ в кредитные требования. Проводится работа в целях закрепления соответствующих норм в Положении N 611-П.
--------------------------------
<23> Условные обязательства кредитного характера.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей