1.4. Об исполнении обязательств по оплате жилых помещений, нанимателями которых по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальных услуг

В отношении детей-сирот федеральным законодательством не урегулировано, за счет каких средств их законные представители (опекуны (попечители), приемные родители, организации для детей-сирот производят оплату за жилые помещения, нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, и коммунальные услуги (далее - жилые помещения детей-сирот).

В соответствии со статьями 148 и 155.3 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в организациях для детей-сирот, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением.

В силу статьи 36 ГК РФ, статей 15, 18 и 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ) опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, в том числе исполнять обязанности по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного. Управление имуществом подопечного должно способствовать извлечению из него доходов, осуществляться к выгоде подопечного.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 48-ФЗ подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Приведенные нормы права не содержат указания на то, что опекун (попечитель) несет бремя содержания жилых помещений, право пользования которыми сохранено за детьми-сиротами, или обязан отвечать своим имуществом по их долгам.

В свою очередь, на основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Статьей 30 ЖК РФ устанавливаются полномочия собственника жилого помещения и его обязанности. Предусматривается, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, являются государственной или муниципальной собственностью.

Исходя из положений части 3 статьи 30 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, содержание входящих в государственный или муниципальный жилищный фонд жилых помещений, право пользования которыми сохранено за детьми-сиротами, по общему правилу, возлагается на субъекты Российской Федерации (собственника государственного жилищного фонда субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование (собственника муниципального жилищного фонда).

При передаче ребенка под опеку (попечительство) органом опеки и попечительства должен быть разрешен вопрос о месте жительства ребенка, а также о предоставлении опекуну (попечителю) средств на содержание ребенка, объем которых определяется субъектом Российской Федерации.

Кроме того, дети-сироты могут быть освобождены от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в рамках реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, установленных в субъекте Российской Федерации с учетом положений Федерального закона N 159-ФЗ.

Федеральный закон N 159-ФЗ устанавливает принцип полного государственного обеспечения детей-сирот, под которым понимается предоставление детям-сиротам за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей помимо бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного оказания медицинской помощи также и проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости (статья 1).

Предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот (статье 5 Федерального закона N 159-ФЗ).

До настоящего времени остается неурегулированным вопрос об источниках внесения платы за жилые помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, и коммунальные услуги. На практике это приводит к многочисленным случаям возникновения задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги указанной категории граждан.