IV. Развитие технологий в целях интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации

IV. Развитие технологий в целях интеграции

беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство

Российской Федерации

Основными направлениями развития технологий интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации являются:

создание и сертификация систем, позволяющих предупредить столкновения в воздухе беспилотных воздушных судов между собой и с пилотируемыми воздушными судами, выполняющими полеты по приборам и по правилам визуальных полетов, а также движущимися по площади маневрирования аэродрома. В целях обеспечения безопасности полетов наземное и бортовое оборудование системы предупреждения столкновений должно подлежать обязательной сертификации. Предстоит разработать соответствующие сертификационные требования. При разработке таких систем должны учитываться международные требования и рекомендации в этой области;

разработка и сертификация цифровых радиолиний связи, контроля и управления в полосах частот, утвержденных регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации. Наземное и бортовое оборудование цифровых радиолиний связи, контроля и управления должно подлежать обязательной сертификации, в связи с чем необходима разработка соответствующих сертификационных требований;

организация процедур и каналов связи внешних пилотов беспилотных воздушных судов с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и экипажами других воздушных судов. При выполнении полетов беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации с пилотируемыми воздушными судами необходимо наличие прямой двусторонней связи между органами организации воздушного движения (управления полетами) и внешними пилотами аналогично требованиям, применяемым в отношении пилотируемых воздушных судов;

создание новых и (или) модернизация существующих систем наблюдения обслуживания воздушного движения. Система наблюдения обслуживания воздушного движения должна обеспечивать обнаружение, идентификацию и определение параметров движения всех пилотируемых и беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации, необходимый уровень точности, разрешающей способности, целостности данных наблюдения, а также быть совместимой (интероперабельной) с используемыми в гражданской авиации стандартизованными системами наблюдения и бортовыми системами предупреждения столкновений. Для функционирования системы наблюдения обслуживания воздушного движения и предупреждения столкновений в воздухе будут установлены дифференцированные в соответствии с абзацем четвертым раздела III настоящей Концепции требования по оснащению всех пилотируемых и беспилотных воздушных судов, выполняющих полеты в едином воздушном пространстве, бортовыми ответчиками, обеспечивающими передачу идентификационного номера воздушного судна, его текущих координат и информации о параметрах движения воздушного судна;

формирование систем мониторинга инфраструктуры связи и систем наблюдения, предоставляющих информацию об их состоянии. Участники воздушного движения должны быть информированы о качестве передачи информации. Система должна выдавать предупреждения о текущем или прогнозируемом изменении качества передачи информации;

обеспечение навигации при полетах беспилотных воздушных судов. Основой навигационного поля для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов в Российской Федерации будет являться глобальная навигационная спутниковая система, включающая спутниковые созвездия ГЛОНАСС и GPS, а в перспективе также Galileo и BeiDou с функциональным дополнением спутникового базирования (в частности, российской системой дифференциальной коррекции и мониторинга), сертифицированным в соответствии с требованиями стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, а в районах аэродромов и вертодромов возможно будут использоваться локальные контрольно-корректирующие станции, являющиеся функциональным дополнением наземного базирования. В случае нарушения целостности поля глобальной навигационной спутниковой системы навигация будет обеспечиваться наземными радиотехническими средствами и альтернативными бортовыми навигационными устройствами. Применимость таких систем должна оцениваться с учетом достижения требуемой целостности и точности навигационных определений. Должна быть предусмотрена система мониторинга навигационной инфраструктуры, предоставляющая информацию о ее состоянии. Участники воздушного движения должны быть информированы о состоянии навигационной инфраструктуры. Система должна выдавать предупреждения о текущем или прогнозируемом изменении точности навигации;

широкое применение технологий, обеспечивающих возможность автоматического распознавания зон воздушного пространства, выделенного для полетов беспилотных воздушных судов и совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов, запретных зон и зон ограничения полетов;

развитие метеорологического обслуживания полетов. Метеорологическое обслуживание полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации будет обеспечиваться с использованием единой базы данных авиационной метеорологической информации, включающей данные о наблюдаемых и ожидаемых метеорологических условиях в форматах, разрабатываемых в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации, установленными приложением 3 к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.;

совершенствование системы предоставления аэронавигационной информации внешнему пилоту. Для обеспечения планирования полетов беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве, в том числе в целях применения таких технологий, как геозонирование (геофенсинг), необходимо организовать оперативный доступ внешних пилотов беспилотных воздушных судов к единой базе данных аэронавигационной информации;

формирование требований к кибербезопасности. Для предотвращения незаконного вмешательства в деятельность авиации, беспилотных авиационных систем, а также систем предупреждения столкновений цифровые радиолинии связи, контроля и управления должны обеспечиваться средствами защиты информации в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

развитие систем информирования об инцидентах и авиационных происшествиях и службы обработки обращений граждан. В целях регистрации, сбора статистики и расследования всех инцидентов и авиационных происшествий будет создана система информирования об инцидентах и авиационных происшествиях. Аналогично службе информирования об инцидентах и авиационных происшествиях система информирования будет позволять гражданам сообщать о событиях, влияющих на безопасность полетов, через службу обработки сообщений граждан;

обеспечение общественной безопасности, противодействие незаконному использованию беспилотных воздушных судов, контроль ввоза и распространения беспилотных воздушных судов. В целях недопущения и пресечения противоправных действий с использованием беспилотных воздушных судов, защиты объектов критической инфраструктуры, аэропортов и других объектов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации с учетом требований Федерального закона "О федеральной службе безопасности", Федерального закона "О государственной охране", Федерального закона "О полиции" и Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", будут созданы и внедрены технологии пресечения несанкционированного нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве - "антидрон". Противодействию незаконному использованию беспилотных воздушных судов, контролю за их ввозом и распространением должны способствовать:

законодательное закрепление нормы, предусматривающей присвоение именных идентификационных номеров беспилотным воздушным судам на предприятиях Российской Федерации при их производстве, а также беспилотным воздушным судам иностранного производства при прохождении таможенных процедур;

создание и использование базы данных идентификационных номеров беспилотных воздушных судов российского производства и беспилотных воздушных судов иностранного производства, ввезенных на территорию Российской Федерации, а также ее наполнение данными о юридических и физических лицах, приобретших на территории Российской Федерации либо ввозивших из-за границы беспилотные воздушные суда применительно к их идентификационным номерам.