Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна

Раздел I

Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) в области обеспечения

качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна

Россельхознадзор осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна (далее - государственный контроль) в соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327.

Порядок организации и осуществления государственного контроля установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1079 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна".

Предметом государственного контроля является соблюдение товаропроизводителями требований к обеспечению качества и безопасности зерна (для пищевых и непищевых целей) и продуктов переработки зерна (не для пищевых целей) и связанных с ними требований к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при закладке и хранении зерна (для пищевых и непищевых целей) в составе государственного резерва, транспортировке, ввозе зерна и продуктов переработки зерна (для пищевых и непищевых целей) в Российскую Федерацию, при вывозе зерна и продуктов переработки зерна (для пищевых и непищевых целей) из Российской Федерации (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к зерну и продуктам переработки зерна при осуществлении экспортных операций), а также соблюдение требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

В пределах компетенции Россельхознадзора осуществляется контроль соблюдения контролируемыми лицами требований, установленных статьями 3, 4, 7 и 8 технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна", а также приложениями 1 - 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности зерна".

Государственный контроль осуществляется Россельхознадзором в отношении следующих объектов государственного контроля:

- деятельность контролируемых лиц, осуществляющих производство, хранение, перевозку, реализацию зерна, а также его закладку, хранение и транспортировку в составе государственного резерва;

- виды продукции по перечню согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1079 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна".

Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты государственного контроля относятся к высокой, средней и низкой категории риска.

Нормативные правовые акты в сфере государственного контроля, а также необходимая контролируемым лицам информация в части государственного контроля размещены на сайте Россельхознадзора (https://fsvps.gov.ru/ru/knf/bezopasnost-zerna).

Службой в рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) в 2022 г. регулярно публиковалась информация в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с контролируемыми лицами по вопросам соблюдения требований законодательства:

- в газетах, журналах, интернет-изданиях опубликовано 4,6 тыс. материалов;

- выступления в средствах массовой информации (радио, телевидение) - 552;

- граждане, получившие разъяснения от уполномоченных лиц территориального управления в рамках приема граждан - 411;

- участие в совещаниях с представителями бизнес-сообщества, хозяйствующих субъектов - 512;

- объявлено 5,2 тыс. предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

- проведено 2,2 тыс. профилактических визитов;

- проведено 16,9 тыс. консультирований.

Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений на часто задаваемые вопросы в сфере государственного контроля.

Основными проблемами, которые по своей сути являются причинами большей части нарушений требований законодательства Российской Федерации, выявляемых Службой, являются:

- недостаточное знание контролируемыми лицами требований законодательства в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна, а также отсутствие представления у контролируемых лиц о последствиях нарушения обязательных требований;

- переходный период вступления в силу положений Федерального закона от 30.12.2020 N 520-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О зерне" и статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", подзаконных актов, вводящих новые обязательные требования для контролируемых лиц, а также начальный этап функционирования ФГИС "Зерно" - новой для контролируемых лиц информационной системы;

- недостаточная осведомленность контролируемых лиц, осуществляющих отправку зерновой продукции на экспорт, в вопросах требований стран-импортеров в сфере качества и безопасности зерна;

- сознательное проведение контролируемыми лицами процедур декларирования зерна в лабораториях, местонахождение которых по адресам осуществления деятельности не подтверждено (лабораториях-фантомах).

Решением данных проблем является активная работа Службы и ее территориальных управлений по профилактике нарушений обязательных требований.