См. Программу на 2024 год.

II. Аналитическая часть

Подразделения по контролю за оборотом наркотиков органов внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделения наркоконтроля) осуществляют государственный контроль (надзор) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы II и III списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - государственный контроль и прекурсоры соответственно).

Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований:

о предоставлении отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

о соблюдении правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров;

о соблюдении правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров, а также документов, подтверждающих совершение операций, или их копий;

о соответствии сведений о фактическом количестве ввезенных в Российскую Федерацию и вывезенных из Российской Федерации прекурсоров.

Подконтрольными субъектами Программы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров (по состоянию на 31 июня 2022 г. их количество составило 22026 единиц).

На 2022 год было запланировано проведение 1307 проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота прекурсоров.

В ходе осуществления государственного контроля в 1 полугодии 2022 г. должностными лицами территориальных органов МВД России на основании утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год проведены 230 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанную деятельность. Из числа включенных в планы 1 юридическое лицо было ликвидировано к моменту проведения проверки. Внеплановых проверок в отведенной сфере контроля в отчетном периоде не проводилось.

По итогам контрольных (надзорных) мероприятий в отношении 48 субъектов предпринимательской деятельности по выявленным фактам нарушения обязательных требований в отведенной сфере контроля составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях судами наложены административные наказания, в том числе 36 административных штрафов и 12 предупреждений.

Как и в предыдущие периоды, основными нарушениями являлись отсутствие на объектах оборота прекурсоров специальных журналов учета операций с прекурсорами и ведение этих журналов с нарушением установленных правил.

Причинами указанных правонарушений стали личная недисциплинированность лиц, назначенных в качестве ответственных за учет прекурсоров, недостаточный контроль со стороны руководства юридических лиц, а также слабое знание ими действующего законодательства Российской Федерации.

С вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) подразделениями наркоконтроля до конца 2022 года отменены плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров (в соответствии с пунктом 5 постановления N 336 исключены из плана 1076 проверок).

Подразделениям наркоконтроля рекомендовано в случае выявления нарушений обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), обеспечивать дифференцированный подход при привлечении к административной ответственности (в частности, учитывать конкретные обстоятельства совершения правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность).

Подразделениями наркоконтроля на постоянной основе проводится работа по разъяснению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям порядка и правил оборота прекурсоров как в письменном виде (направляются ответы на обращения), так и посредством проведения регулярных рабочих встреч, обучающих семинаров и совещаний.

Целью проведения таких профилактических мероприятий является:

повышение прозрачности системы при осуществлении государственного контроля и предупреждение нарушений обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих их возможному нарушению, а также создание мотивации к добросовестному поведению.

Задачами Программы являются:

формирование единообразного понимания обязательных требований у всех участников при осуществлении государственного контроля;

укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению.

При организации профилактических мероприятий в 2023 году продолжает оставаться актуальным соблюдение эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, и принятием мер по ее нераспространению (по возможности проводить обучение с подконтрольными субъектами в удаленном режиме, не допускать в одном помещении большого скопления представителей подконтрольных субъектов, соблюдать социальную дистанцию, использовать средства индивидуальной защиты и т.д.).