2.1. Основными целями деятельности Центра являются:
защита интересов государства, прав и свобод гражданина, прав юридического лица посредством проведения объективных, научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований;
выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
выполнение роли координирующего судебно-экспертного учреждения в отношении курируемых лабораторий, а также подготовка и аттестация работников судебно-экспертных учреждений Минюста России.
2.2. Предметом деятельности Центра являются:
оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз;
обеспечение единого подхода к профессиональной подготовке и специализации экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России.
2.3. Центр осуществляет следующие основные виды деятельности:
производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам, по делам об административных правонарушениях и в рамках административного судопроизводства (в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета), а также судебных экспертиз при проверке сообщения о преступлении;
научно-методическое обеспечение судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России <3>;
--------------------------------
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.1994 N 1133 "О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст. 2705; 2011, N 51, ст. 7526).
деятельность по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и реализации дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки работников судебно-экспертных учреждений Минюста России;
аттестацию работников судебно-экспертных учреждений Минюста России на право самостоятельного производства судебных экспертиз по экспертным специальностям в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечнем экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России <4>.
--------------------------------
<4> Приказ Минюста России от 27.12.2012 N 237 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" (зарегистрирован Минюстом России 29.01.2013, регистрационный N 26742) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 29.10.2013 N 199 (зарегистрирован Минюстом России 29.11.2013, регистрационный N 30448), от 29.06.2016 N 150 (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2016, регистрационный N 42738), от 19.09.2017 N 169 (зарегистрирован Минюстом России 25.09.2017, регистрационный N 48316), от 13.09.2018 N 187 (зарегистрирован Минюстом России 21.09.2018, регистрационный N 52206), от 17.05.2021 N 77 (зарегистрирован Минюстом России 26.05.2021, регистрационный N 63626), от 28.12.2021 N 266 (зарегистрирован Минюстом России 12.01.2022, регистрационный N 66827).
2.4. Центр осуществляет следующие иные виды деятельности:
экспертные исследования для граждан и юридических лиц;
консультационные, научно-методические, научно-исследовательские и иные работы с использованием методов и методик, применяемых в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечнем экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);
подготовку работников судебно-экспертных учреждений (служб) иных ведомств, организаций, в том числе зарубежных стран, в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечнем экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
проведение добровольной сертификации компетентности судебных экспертов других государственных органов и негосударственных экспертов, работающих в территориальной сфере экспертного обслуживания Центра;
проведение добровольной сертификации методического обеспечения производства судебных экспертиз;
подтверждение пригодности использования в судебно-экспертной практике новых научно-методических разработок по судебной экспертизе, изучение результативности их использования в экспертной практике;
издание, распространение и реализацию учебной литературы, печатной и аудиовизуальной продукции, информационных и программных средств, других материалов по судебной экспертизе и справочно-информационной литературы в области судебной экспертизы, утвержденных на научно-методическом совете Центра;
выполнение функций удостоверяющего центра, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" <5>;
--------------------------------
<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2022, N 29, ст. 5306.
распространение и техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) систем.
2.5. Для достижения указанных целей Центр:
производит наиболее сложные первичные и повторные судебные экспертизы, которые не могут быть выполнены в других судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
осуществляет деятельность по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);
разрабатывает дополнительные профессиональные образовательные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) по конкретным экспертным специальностям;
развивает новые роды и виды судебной экспертизы, проводит научные исследования в области судебной экспертизы, разрабатывает и совершенствует научно-методическое обеспечение судебной экспертизы;
организует и осуществляет деятельность ученого совета, научно-методического совета Центра и центральной экспертно-квалификационной комиссии;
разрабатывает, согласовывает с Минюстом России и утверждает на ученом совете план основных научно-методических работ в области судебной экспертизы, координирует научно-методические работы, проводимые в судебно-экспертных учреждениях Минюста России; контролирует выполнение плановых заданий, представление рабочих программ, отчетов, иных материалов, дает оценку выполненным работам, представляет предложения по их внедрению;
обобщает практику судебно-экспертной деятельности и вносит в Минюст России предложения по ее совершенствованию, в том числе в части нормативно-правового регулирования судебно-экспертной деятельности;
реализует комплекс мероприятий по управлению качеством судебно-экспертной деятельности;
организует и осуществляет подтверждение пригодности использования в судебно-экспертной практике новых научно-методических разработок по судебной экспертизе, внедрение их в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, изучает результативность их использования в экспертной практике;
формирует, согласовывает с Минюстом России и утверждает тематический план выпуска ведомственных изданий в области судебной экспертизы, осуществляет издательскую деятельность в области судебной экспертизы и обеспечивает судебно-экспертные учреждения Минюста России теоретическими и методическими материалами;
осуществляет аттестацию работников судебно-экспертных учреждений Минюста России на право самостоятельного производства судебных экспертиз по экспертным специальностям в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечнем экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России; разрабатывает, согласовывает с Минюстом России и утверждает планы курсов повышения квалификации, стажировок, проведения всероссийских конференций, семинаров;
организует курсы повышения квалификации по экспертным специальностям, научно-практические конференции, семинары по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы;
рецензирует заключения государственных судебных экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России;
подготавливает, согласовывает с Минюстом России и утверждает план методического рецензирования заключений экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России;
осуществляет сотрудничество с экспертными, научными и образовательными организациями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иными научными и образовательными организациями, привлекает их специалистов к проведению мероприятий Центра по подготовке и повышению квалификации, а также выполнению научных исследований в области судебной экспертизы;
организует работу по аккредитации региональных центров судебной экспертизы Минюста России и иных организаций России в качестве органов по сертификации негосударственных судебных экспертов;
обеспечивает единый научно-методический подход к производству судебных экспертиз и экспертных исследований для государственных судебных экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России и для экспертов иных государственных органов и негосударственных экспертов, прошедших сертификацию компетентности;
осуществляет методическую работу с правоохранительными органами и судьями по вопросам организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований, а также оказывает научно-методическую помощь организациям всех форм собственности в практическом применении результатов исследований и разработок Центра, в том числе в форме консультаций и рецензирования;
осуществляет анализ потребностей судебно-экспертных учреждений Минюста России в криминалистическом и специальном оборудовании, обеспечивает разработку единого подхода к требованиям, предъявляемым к криминалистическому и специальному оборудованию, в целях его унификации;
осуществляет закупки товаров, работ, услуг для судебно-экспертных учреждений Минюста России в пределах переданных учредителем полномочий (в случае если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации <6> или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, полномочия государственного заказчика переданы учредителем Центру);
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2022, N 29, ст. 5305.
изучает зарубежный опыт и практику судебной экспертизы, взаимодействует с экспертными учреждениями иностранных государств;
по согласованию с Минюстом России представляет интересы судебно-экспертных учреждений Минюста России в неправительственных международных организациях.
2.6. Центр сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполняет работы, оказывает услуги, относящиеся к основным видам его деятельности, по заданиям судов, по заявлениям граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же государственных услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается Минюстом России, если иное не предусмотрено федеральным законом <7>. Осуществляет иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствующие указанным целям. Стоимость платных работ (услуг), осуществляемых Центром, устанавливается по согласованию с Минюстом России.
--------------------------------
<7> Приказ Минюста России от 22.03.2011 N 88 "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания" (зарегистрирован Минюстом России 31.03.2011, регистрационный N 20350).
Центр не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
2.7. С целью обеспечения социальной защиты работников Центр осуществляет социально ориентированную деятельность, направленную на улучшение условий труда, материальное обеспечение работников Центра за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с коллективным договором, в том числе организацию медицинского, санаторно-курортного обслуживания, аренду жилых помещений для размещения работников вне постоянного места жительства.
2.8. В Центре по согласованию с Минюстом России могут создаваться профсоюзные и иные общественные организации работников, деятельность которых регулируется их уставами и законодательством Российской Федерации. Отношения между Центром и общественными организациями определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации <8>.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2022, N 29, ст. 5229), Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148; 2021, N 52, ст. 8981).
2.9. Создание и деятельность в Центре организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускаются.
2.10. Центр в соответствии с компетенцией осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.11. Пожертвования в пользу Центра используются в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации <9>.
--------------------------------
<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; 2017, N 14, ст. 1998.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей