I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень), разработан в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Перечнем типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от 28 декабря 2021 г. N 142 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2022 г., регистрационный N 67095), Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2020 г., регистрационный N 57449), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, состав и сроки хранения архивных документов.

2. Перечень предназначен для использования в Министерстве финансов Российской Федерации и подведомственных ему организациях в качестве основного нормативного документа в работе экспертных комиссий при определении сроков хранения, отборе документов на архивное хранение, в том числе в состав Архивного фонда Российской Федерации, выделении документов и дел с истекшими сроками хранения к уничтожению, а также при подготовке номенклатур дел. Перечень также может использоваться в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, имущественных отношений (за исключением гражданского оборота недвижимого имущества и полномочий, осуществляемых иными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции), и подведомственных им организаций.

3. Перечень построен по функциональному принципу и включает разделы, отражающие основные направления деятельности Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций.

4. Перечень состоит из 25 разделов:

4.1. Первый раздел "Организация системы управления" содержит документы, отражающие нормативно-правовое обеспечение деятельности Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций, распорядительную деятельность, документы по организационным основам управления, включая создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций, организацию деятельности, управление имуществом, осуществление функций контроля и надзора, организацию документационного обеспечения управления и хранения документов, а также документы по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа.

4.2. Второй раздел "Планирование деятельности" содержит документы, отражающие вопросы прогнозирования, перспективного и текущего планирования, отчетности о выполнении планов, а также документы, образующиеся при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

4.3. Третий раздел "Финансирование деятельности" содержит документы по утверждению (изменению) лимитов бюджетных обязательств, о разработке и изменении финансовых планов, о финансовом обеспечении всех направлений деятельности Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций, финансовой отчетности.

4.4. Четвертый раздел "Учет и отчетность" включает документы по бухгалтерскому учету и отчетности, учету оплаты труда, по налогообложению, по учету имущества, статистическому учету и отчетности.

4.5. Пятый раздел "Долгосрочное стратегическое планирование" содержит документы по методологии долгосрочного бюджетного планирования, макроэкономическому анализу и отраслевому планированию.

4.6. Шестой раздел "Бюджетная политика и методология" включает документы по развитию бюджетной системы, методологии бюджетного планирования, учета и отчетности, регулирования бюджетных отношений, по нормативно-правовому (правовому) регулированию и методическому обеспечению государственного (муниципального) финансового контроля.

4.7. Седьмой раздел "Организация составления и исполнения федерального бюджета" отражает документы по составлению федерального бюджета, по составлению и ведению сводной бюджетной росписи федерального бюджета, по составлению отчетности по исполнению федерального бюджета, по прогнозированию исполнения федерального бюджета, по формированию бюджетных инвестиций.

4.8. Восьмой раздел "Налоговая и таможенная политика" включает документы по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, применения контрольно-кассовой техники.

4.9. Девятый раздел "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами" содержит документы по управлению государственным (муниципальным) долгом, государственными финансовыми активами (в том числе средствами суверенных фондов), а также по контролю, учету и отчетности по государственному долгу и по бюджетным кредитам, предоставленным из средств федерального бюджета.

4.10. Десятый раздел "Финансовая политика" включает документы по выработке государственной финансовой политики и нормативно-правовому регулированию в сферах страховой, валютной, банковской и микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, финансовых рынков, по организации и проведению лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, по вопросам формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, по регулированию деятельности бюро кредитных историй, негосударственных пенсионных организаций.

4.11. Одиннадцатый раздел "Межбюджетные отношения" включает документы по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации с бюджетами муниципальных образований, организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.

4.12. Двенадцатый раздел "Регулирование бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности" отражает документы по регулированию бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

4.13. Тринадцатый раздел "Бюджетная политика отраслевого финансирования" содержит документы по государственной политике в области национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы, труда и социальной защиты, науки, транспортного и дорожного хозяйства, гражданских отраслей промышленности, связи, средств массовой информации, а также других отраслях.

4.14. Четырнадцатый раздел "Регулирование имущественных отношений" включает документы по нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, приватизации государственного и муниципального имущества, распоряжения имуществом, подлежащим обращению в собственность государства, учета имущества, находящегося в собственности государства.

4.15. Пятнадцатый раздел "Информационные технологии в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационное обеспечение бюджетного процесса" отражает документы по регулированию и планированию информатизации в сфере управления государственными и муниципальными финансами, по координации использования информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами, по проектированию, сопровождению, модернизации информационных систем и информационных технологий.

4.16. Шестнадцатый раздел "Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" включает документы по регулированию отрасли производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе внешнеэкономической деятельности в этой отрасли.

4.17. Семнадцатый раздел "Научно-исследовательская и образовательная деятельность" включает документы по организации научно-исследовательской работы, проведению научно-исследовательских работ, по реализации программ профессионального дополнительного образования, по оказанию консультативных и экспертных услуг.

4.18. Восемнадцатый раздел "Международное сотрудничество" включает документы об организации и осуществлении международного финансового сотрудничества.

4.19. Девятнадцатый раздел "Информационная деятельность" отражает документы о реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о взаимодействии со средствами массовой информации и общественностью, о комплектовании справочно-информационного фонда, организации выставок, презентаций.

4.20. Двадцатый раздел "Трудовые отношения" содержит документы об организации труда и служебной деятельности, нормировании труда, оплате труда, охране труда.

4.21. Двадцать первый раздел "Кадровое обеспечение" содержит документы по приему, переводу на другую работу (перемещению), увольнению работников, кадровому учету, противодействию коррупции, аттестации, повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников, профессиональному развитию государственных служащих, независимой оценке квалификации, награждению.

4.22. Двадцать второй раздел "Материально-техническое обеспечение деятельности" включает документы по обеспечению деятельности Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций необходимыми материалами (сырьем), оборудованием и другой продукцией, по организации хранения материальных ценностей.

4.23. Двадцать третий раздел "Административно-хозяйственное обеспечение деятельности" содержит документы по строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений, транспортному обслуживанию, информационно-телекоммуникационному обеспечению.

4.24. Двадцать четвертый раздел "Обеспечение режима безопасности организации, гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций" отражает документы по организации охраны, пропускного режима, обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, организации гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

4.25. Двадцать пятый раздел "Социально-бытовые вопросы" содержит документы по социальному страхованию, социальной защите, обеспечению жильем и коммунальными услугами.

5. Перечень имеет 6 граф.

В графе 1 указаны номера статей. Статьям Перечня присвоена единая сквозная нумерация.

В графе 2 приведены виды документов. Документы в разделах и подразделах Перечня расположены по степени значимости вопросов и видов документов в логической последовательности. При объединении в одной статье разных видов документов по одному и тому же вопросу, имеющих одинаковый срок хранения, используется обобщающий термин "документы", а в скобках раскрываются наименования видов документов.

В графах 3, 4, 5 указаны сроки хранения документов независимо от вида их носителя.

Сроки хранения документов, включенных в Перечень, дифференцированы по трем звеньям:

в первом звене (графа 3) указаны сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности Министерства финансов Российской Федерации;

во втором звене (графа 4) указаны сроки хранения документов Федерального казенного учреждения "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации", Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации" (далее - основные подведомственные организации);

в третьем звене (графа 5) указаны сроки хранения документов Федерального казенного учреждения "Государственное учреждение "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации", Федерального казенного учреждения "Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации", Федерального государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации" (далее - обслуживающие подведомственные организации).

В графе 6 при необходимости приводятся примечания, которые уточняют сроки хранения документов и особенности их исчисления.

6. Сроки хранения документов, установленные Перечнем, исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором они были закончены делопроизводством, если иное не указано в примечаниях к статьям Перечня.

Временные сроки хранения реестров, книг, журналов исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором было завершено их ведение.

Для информационных систем и баз данных срок хранения исчисляется с момента их выведения из эксплуатации.

Срок хранения приложений к документам аналогичен сроку хранения самих документов.

7. Сроки хранения документов не зависят от вида носителя и ограничения доступа к ним. Уничтожение документов до истечения сроков их временного хранения запрещается.

8. Срок хранения "Постоянно" (Пост.), установленный для определенных видов документов, означает, что указанные документы, образовавшиеся в процессе деятельности Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов, включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации и подлежат передаче на постоянное хранение в архивы после истечения сроков их временного хранения, установленных статьей 22 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

9. Срок хранения "До ликвидации организации" (ДЛО) означает, что указанные документы хранятся в организации до ее ликвидации. При ликвидации организации эти документы подлежат экспертизе ценности и возможному включению в состав Архивного фонда Российской Федерации.

10. Срок хранения "До минования надобности" (ДМН) означает, что документы имеют только практическое значение. Срок их хранения определяется Министерством финансов Российской Федерации и подведомственными ему организациями, но не может быть менее одного года.

11. Срок хранения "До замены новыми" (ДЗН) означает, что такие документы хранятся до их отмены и замены новыми.

12. Срок хранения 50/75 лет, установленный для документов по личному составу, означает следующее:

срок хранения указанных документов, законченных делопроизводством до 1 января 2003 года, составляет 75 лет;

срок хранения указанных документов, законченных делопроизводством после 1 января 2003 года, составляет 50 лет;

по истечении данных сроков хранения документы по личному составу, образовавшиеся в процессе деятельности Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов, подлежат экспертизе ценности.

13. Отметка "ЭПК" (Экспертно-проверочная комиссия), проставленная к срокам хранения отдельных видов документов, означает, что документы подлежат обязательной экспертизе ценности после истечения установленного срока их хранения, по результатам которой может быть продлен срок их временного хранения или документы могут быть отобраны на постоянное хранение.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

15. При проведении экспертизы ценности документов Перечень используется наряду с законодательными и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими сроки хранения документов.

16. При подготовке номенклатур дел используются приведенный в Перечне видовой состав документов и установленные Перечнем сроки их хранения. Наименования видов документов конкретизируются. К сроку хранения дается ссылка на статью Перечня.

17. Снижение сроков хранения документов и (или) снятие отметки "ЭПК", установленных Перечнем, не допускается. Допускается продлевать сроки временного хранения документов при проведении экспертизы ценности.

18. Для удобства пользования Перечнем к нему составлен указатель, в котором в алфавитном порядке перечислены виды документов со ссылками на номера соответствующих статей Перечня.