42. Расчет и оценка рисков состоят из следующих этапов:
контакт организма (рецептора) с химическим, физическим или биологическим агентом (далее - оценка экспозиции);
оценка зависимости "экспозиция-ответ" и "экспозиция-эффект";
оценка факторов, влияющих на надежность оценок риска;
43. Основными задачами этапа идентификации опасности являются установление характеристик источников шума, выявление особенностей его пространственного и временного распределения, определение численности населения, подвергающегося вредному акустическому воздействию.
Идентификация опасности должна предусматривать выявление, сбор и анализ информации об источниках шума, воздействующего на население, с целью определения:
уровня и частотных характеристик шума;
распределения шума на территории;
времени воздействия шума (сутки, неделя, месяц, год);
численности населения, подвергающегося акустическому воздействию;
вероятных нарушений здоровья, связанных с воздействием шума.
44. Источниками информации для идентификации опасности являются данные исследований (измерений) уровней шума, а также расчеты распространения шума и распределения его интенсивности по территории, для которой осуществляется расчет АШ.
45. Исследования (измерения) уровней шума проводятся в целях оценки их соответствия требованиям СанПиН 1.2.3685-21 предельно допустимым уровням шума <8>, для проверки полученных расчетных данных и выявления источников шума.
--------------------------------
<8> Таблица 5.35 СанПиН 1.2.3685-21.
46. При идентификации опасности должны учитываться негативные эффекты, которые могут формироваться у населения, проживающего под воздействием АШ, в том числе нервозность (нервное напряжение, раздражение), расстройство сна, когнитивные нарушения, вегетососудистая дистония, повышение кровяного давления неспецифическое (без диагноза гипертензии), гипертензия, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда, шум в ушах (субъективный), кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха, потеря слуха, вызванная шумом.
С целью получения информации о субъективных ощущениях, характеризующих неспецифические признаки нарушений здоровья в связи с воздействием авиационного шума, допускается проведение анкетирования (интервьюирования) населения.
47. Этап оценки экспозиции включает в себя определение нормируемых параметров АШ в заданный момент времени и продолжительности его воздействия (путем учета числа и продолжительности звуковых событий), а также оценку суточного взвешенного АШ как показатель воздействия вредного фактора на население.
48. В качестве основной единицы действующих уровней АШ при оценке риска принимается показатель эквивалентного уровня средневзвешенного суточного шума (LАдн), который определяется с учетом дневных и ночных уровней АШ.
49. Эквивалентный скорректированный уровень дневного шума (LА,зкв.д, дБА), эквивалентный скорректированный уровень ночного шума (LА,зкв.н, дБА) и эквивалентный уровень средневзвешенного шума за исследуемый период (LАдн,t, дБА) устанавливаются как средние величины для заданного периода времени по результатам исследований (измерений) и (или) расчетов, охватывающих максимально возможное число шумовых событий на территории, для которой проводится оценка риска.
50. Величины взвешенных суточных уровней шума должны использоваться для оценки усредненной длительной экспозиции населения.
51. Оценка экспозиции должна выполняться на основе результатов исследований (измерений) АШ.
Для оценки экспозиции допускается использовать данные (систематизированные и однородные измерения шума, содержащие как определения максимально разовых значений, так и показатели эквивалентного шума), полученные по результатам ранее проведенных исследований (измерений) АШ.
52. Для оценки ожидаемой экспозиции допускается использовать расчетные значения уровней АШ.
53. При оценке экспозиции АШ обязательным является выполнение исследований (измерений) с фиксацией времени шумового события (длительности пролета ВС).
54. Выбор точек для акустических расчетов определяется расположением мест проживания населения, зон отдыха, внутридомовых территорий, объектов образовательного назначения, мест расположения проектируемых аналогичных объектов, а также местами расположения нормируемых объектов, в отношении которых установлены требования СанПиН 1.2.3685-21 к предельно допустимым уровням шума.
55. Этап анализа зависимостей "экспозиция-ответ" и "экспозиция-эффект" предусматривает подтверждение установления связи между экспозицией и частотой, распространенностью, видом и степенью выраженности предполагаемого вредного эффекта в популяции, подверженной вредному воздействию АШ.
56. Вредное воздействие АШ может выражаться в том числе в виде доли населения, испытывающего осознанные неприятные ощущения, дискомфорт от такого воздействия, а также в виде доли населения с нарушениями здоровья, приводящими к увеличению показателей заболеваемости, инвалидности, смертности и сокращению продолжительности жизни.
57. Оценка агрегированного риска нарушений со стороны сердечно-сосудистой, нервной систем и органов слуха, основанная на эволюционных математических моделях развития неблагоприятных эффектов под воздействием шума, интегрирующая совокупность данных о динамике развития этих эффектов на фоне естественного старения организма, выполняется решением системы рекуррентных уравнений, позволяющим рассчитывать риск на любой заданный момент времени:
- риск нарушения i-ой системы органов на начальный (заданный) момент времени t;
- риск нарушения i-ой системы органов для следующего временного шага (t + 1) (зависит от C);
- агрегированный риск развития нарушений различной тяжести слухового аппарата (шум в ушах, кондуктивная нейросенсорная потеря слуха, потеря слуха, вызванная шумом) на момент времени t;
- агрегированный риск развития нарушений различной тяжести сердечно-сосудистой системы (повышение кровяного давления, гипертензивная болезнь сердца, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда, вызванные шумом) на момент t;
- агрегированный риск развития на момент t нарушений нервной системы (нервное напряжение, расстройство сна, когнитивные нарушения, вегетососудистая дистония);
Lden,t - средневзвешенный суточный уровень шума в исследуемый период t (дБ);
C - временной эмпирический коэффициент, принимаемый в соответствии с таблицей:
- скобки Келли, принимающие значения = 0 при x < 0 и = x при x 0.
58. Прогнозирование агрегированного риска нарушения здоровья в модели осуществляется через расчетное значение риска на текущий момент времени. В первый год жизни значение риска принимается равным 0,01. Долгосрочный прогноз на период ожидаемой продолжительности предстоящей жизни определяется на основе известного изменения шумовой нагрузки во времени.
59. Для построения эволюционной модели и оценки начальной величины риска в заданный момент времени проводятся исследования по оценке частот и тяжести заболеваний на изучаемой территории.
60. Этап характеристики риска интегрирует данные, полученные на всех предшествующих этапах исследования, и имеет целью получить количественную и качественную оценку риска, выявление и анализ значимости существующих проблем для здоровья населения, и является основанием для разработки мероприятий по управлению риском.
61. Характеристика риска осуществляется посредством:
обобщения результатов оценки экспозиции и зависимостей "экспозиция-ответ", "экспозиция-эффект";
расчета значений риска для отдельных видов нарушений здоровья;
расчета агрегированного совокупного риска нарушений здоровья, связанных с авиационным шумом;
расчета популяционного риска для отдельных групп населения;
выявления и анализа неопределенностей оценки риска;
обобщения результатов оценки риска и представления полученных данных лицам, участвующим в управлении рисками.
62. Основными характеристиками риска являются:
интеграция информации, полученной в процессе идентификации опасности, оценки экспозиции и зависимости "экспозиция-ответ", "экспозиция-эффект";
значение факторов неопределенностей и вариабельности результатов и их оценка;
достоверная информация о риске с указанием на объективную возможность (невозможность) использования в целях установления седьмой подзоны приаэродромной территории.
63. В целях оценки риска должны выполняться расчеты:
индивидуального риска отдельных видов нарушений здоровья;
индивидуального агрегированного риска заболеваний органов кровообращения, нервной системы и органов слуха;
дополнительного (атрибутивного) агрегированного риска нарушений органов кровообращения, нервной системы и органов слуха, связанных с шумовым фактором;
агрегированного совокупного риска развития заболеваний органов кровообращения, нервной системы и органов слуха при воздействии шумового фактора;
дополнительного (атрибутивного) совокупного риска нарушений здоровья, связанных с шумовым фактором;
дополнительного популяционного риска, характеризующего частоту нарушений здоровья во всей экспонируемой популяции.
Полученная величина агрегированного совокупного риска и дополнительного совокупного риска здоровью используется для расчетов относительного и дополнительного избыточного риска нарушений здоровья под воздействием шумового фактора.
Значения индивидуальных рисков отражают долгосрочную тенденцию к изменению показателей здоровья, формирующуюся при условии соблюдения всех принятых в расчетах исходных условий, в том числе определенная продолжительность и интенсивность воздействия, неизменность экспозиции во времени, конкретные значения факторов экспозиции.
64. Для решения задачи характеристики уровня риска рассчитывается предусмотренный в пункте 68 Методики индекс риска здоровью, связанный с шумовым фактором, характеризующим вероятность нарушений здоровья при воздействии шумового фактора с учетом нарастания общего риска здоровью по мере увеличения возраста человека.
65. Мероприятия по управлению риском шумового фактора разрабатываются с учетом следующей оценочной шкалы индекса:
величина индекса составляет менее 0,05, оценивается как риск низкий, слабо влияющий на уровень состояния здоровья на исследуемой территории;
величина индекса находится в диапазоне 0,05 - 0,35, оценивается как умеренный (средний) риск;
величина индекса находится в диапазоне 0,35 - 0,6, что оценивается как высокий риск;
величина индекса превышает уровень 0,6, что оценивается как экстремальный риск.
(п. 65 в ред. Приказа Роспотребнадзора от 05.12.2024 N 963)
(см. текст в предыдущей редакции)
66. Заключительная оценка результатов расчета оценки риска должна включать:
доказательства идентификации эффектов, связанных с вредным воздействием АШ;
описание проявлений вредных эффектов, которые могут возникнуть при воздействии изученных шумовых воздействий;
характеристику статистической достоверности количественной информации об опасности вредного воздействия;
характеристику статистической достоверности данных, использованных при оценке экспозиции;
характеристику основных факторов, снижающих обоснованность и достоверность результатов, включая все неопределенности оценки риска;
характеристику популяции, подвергающейся воздействию, а также ее наиболее восприимчивых групп;
сравнительный анализ полученных данных по оценке риска и имеющихся сведений о состоянии здоровья населения, а также результатов ранее проведенных исследований, характеризующих риски и состояние здоровья человека на аналогичных по условиям экспозиции территориях;
обоснование определения границы зон, в которых запрещено новое строительство нормируемых объектов на основании оценки длительного хронического воздействия по мере увеличения возраста человека, постоянно проживающего в границах указанной зоны.
(абзац введен Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2024 N 963)
67. Оценка факторов, влияющих на надежность оценок риска, должна учитывать:
неоднородность или непостоянство параметров популяции и физических свойств звуковых колебаний и особенностей их распространения на территории населенных мест;
факторы, определяющие частичное отсутствие данных об отдельных параметрах, процессах, явлениях, их физико-технических характеристиках.
68. Источниками неопределенностей оценки риска при оценке экспозиции:
исходные предположения о текущем и перспективном состоянии источников шума на территории поселения;
результаты измерений, не отражающие актуальное текущее состояние среды обитания;
ошибки измерений, использование обобщенных или суррогатных данных;
модели экспозиции, исходные предположения и вводимые в модели параметры, используемые для расчета шумовой нагрузки в точке (в зоне) воздействия;
выбранные значения времени осреднения экспозиции.
69. При анализе неопределенностей оценки экспозиции должны учитываться неоднородность или непостоянство параметров воздействия, которые связаны с активностью индивидуумов, их поведением, а также с изменением шумовой нагрузки.
70. Управление риском является заключительным этапом расчета и оценки риска здоровью, направленным на обоснование выбора оптимальных решений для его устранения или минимизации, а также динамического контроля (мониторинга) экспозиций и риска, оценки эффективности и корректировки оздоровительных мероприятий.
Управление риском предусматривает принятие технических, технологических, организационных, административных, экономических или иных решений на основе выводов и оценок, полученных по результатам оценки риска.
71. В целях управления рисками допускается предусматривать:
при низком риске - сокращенный (выборочный) мониторинг шумовой нагрузки, планирование мероприятий, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека (на долгосрочную перспективу от 5 лет и более), пересмотр уровней риска с частотой не реже чем один раз в пять лет, а также при размещении на территории новых источников шума и изменении градостроительной ситуации; размещение всех типов объектов капитального строительства;
при умеренном (среднем) риске - постоянный мониторинг шумовой нагрузки, планирование мероприятий, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека (на краткосрочную и среднесрочную перспективы на 1 и 3 года соответственно), пересмотр уровней риска с частотой не реже одного раза в 3 года; размещение всех типов объектов капитального строительства с разработкой и реализацией шумозащитных мероприятий в отношении объектов и помещений, для которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к предельно допустимым уровням шума. Необходима разработка и реализация шумозащитных мероприятий, обеспечивающих соблюдение предельно допустимых уровней шума внутри помещений объектов капитального строительства и допустимых уровней риска;
при высоком риске - реализацию программы мониторинга шумовой нагрузки с проведением дополнительных исследований в местах и (или) в периоды максимальных уровней шума, планирование мероприятий, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека краткосрочную перспективу (на 1 год); размещение объектов капитального строительства, у которых на прилегающей территории не нормируются предельно допустимые уровни шума, с разработкой и реализацией шумозащитных мероприятий для объектов капитального строительства. Необходима разработка и реализация шумозащитных мероприятий, обеспечивающих соблюдение предельно допустимых уровней шума внутри помещений объектов капитального строительства;
при экстремальном риске - меры по прекращению деятельности основных источников шума или выводу населения из зоны вредного воздействия, повторная оценка уровней риска проводится после принятия мер по снижению неблагоприятного воздействия АШ на здоровье населения. Не допускается размещение объектов капитального строительства, связанных с постоянным пребыванием и (или) проживанием людей и в отношении которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к предельно допустимым уровням шума.
(п. 71 в ред. Приказа Роспотребнадзора от 05.12.2024 N 963)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей