В федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") поступают вопросы филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" о подписании усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП) документов (содержащихся в них сведений), направляемых в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон.
Так, например, в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области поступило обращение администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области о внесении в ЕГРН сведений о границе населенного пункта в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Поступившие документы заверены УКЭП главы администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области.
Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ.
Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из нормы части 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ следует, что представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иные органы - это самостоятельные органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе:
- об утверждении ПЗЗ либо о внесении изменений в ПЗЗ, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон;
- об установлении или изменении границ населенного пункта.
Согласно пункту 34 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Закона о регистрации в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (далее - Правила N 1532), представляемые в орган регистрации прав в электронном виде документы должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также заверены УКЭП подготовившего и направившего их органа.
С учетом вышеизложенного, обязанность по направлению в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в ЕГРН, предусмотренная статьей 32 Закона о регистрации, возложена на органы, принимающие решения, соответственно, в рассматриваемом случае на представительный орган местного самоуправления, принявший соответствующее решение (акт). Документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в указанном правовом акте, должны быть заверены УКЭП представительного органа местного самоуправления, принявшего такое решение (акт).
Вместе с этим ФГБУ "ФКП Росреестра" отмечает, что согласно части 14 статьи 35 Закона N 131-ФЗ организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава (далее - Председатель).
Согласно уставу Пошехонского муниципального района, утвержденному решением Собрания Депутатов Пошехонского муниципального округа от 23.06.2005 N 90 (в редакции от 16.02.2017, далее - Устав, Собрание Депутатов соответственно), органы местного самоуправления Пошехонского муниципального района решают на территориях сельских поселений, входящих в состав Пошехонского муниципального района, ряд вопросов местного значения, не отнесенных в соответствии с Законом N 131-ФЗ и законом Ярославской области к вопросам местного значения сельских поселений, в том числе по утверждению генеральных планов поселений и ПЗЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Устава Собрание Депутатов является представительным органом Пошехонского муниципального района.
Организацию деятельности Собрания Депутатов осуществляет Председатель, избираемый указанным органом открытым голосованием из своего состава (пункт 1 статьи 24 Устава).
Пунктом 2 статьи 19 Устава определено, что органы местного самоуправления Пошехонского муниципального района наделены Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 25 Устава Глава Пошехонского муниципального района не входит в состав представительного органа муниципального района, осуществляет свои полномочия на постоянной основе и возглавляет Администрацию Пошехонского муниципального района.
При этом, согласно части 6 статьи 25 Устава к полномочиям Главы Пошехонского муниципального района как высшего должностного лица муниципального района отнесено право подписания и обнародования в порядке, установленном Уставом, нормативных правовых актов, принятых Собранием Депутатов. За иными лицами указанное полномочие не закреплено.
С учетом нормы части 14 статьи 35 Закона N 131-ФЗ, статьи 32 Закона о регистрации, пункту 34 Правил N 1532 и положений Устава, поскольку полномочия по принятию нормативных правовых актов Пошехонского муниципального района возложены на Собрание Депутатов, то и обязанность по направлению (с подписанием УКЭП) в орган регистрации прав документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон, согласно части 1 статьи 32 Закона о регистрации возложена на Собрание Депутатов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Кроме того, виды электронных подписей, используемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, порядок их использования, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 111 (далее - Постановление N 111).
Так, согласно пункту 3 Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, утвержденных Постановлением N 111, создание и выдача квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи каждому участнику межведомственного электронного взаимодействия, в том числе лицу, которое в установленном порядке наделено полномочиями по подписанию электронных документов электронной подписью от имени назначившего его участника межведомственного электронного взаимодействия, осуществляются аккредитованными удостоверяющими центрами.
На основании вышеуказанных нормативных правовых актов и с учетом части 6 статьи 25 Устава можно сделать вывод о том, что Глава Пошехонского муниципального района как уполномоченное должностное лицо на подписание актов Собрания Депутатов вправе заверять их УКЭП и направлять в орган регистрации прав.
В связи с актуальностью данного вопроса, а также в целях формирования единой правоприменительной практики, ФГБУ "ФКП Росреестра" просит согласовать позицию или высказать иное мнение по данному вопросу.
К.А.ЛИТВИНЦЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей