постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 декабря 2022 г. N 2339
1. В Правилах расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 г. N 1329 "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 50, ст. 6218; 2008, N 5, ст. 406; 2011, N 51, ст. 7526; 2015, N 1, ст. 262; N 34, ст. 4909; 2016, N 8, ст. 1130; N 22, ст. 3222; N 38, ст. 5553; 2019, N 18, ст. 2239; 2021, N 2, ст. 397):
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и организаций, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда (далее соответственно - федеральные органы исполнительной власти, федеральный государственный орган, организации).";
2) в пункте 2 слово "именуется" исключить;
3) в пункте 3:
слова "классификацию и учет" заменить словами "классификации и учета";
4) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Организация и проведение расследований авиационных происшествий с воздушными судами (за исключением авиационных происшествий с легкими и малыми беспилотными воздушными судами), находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, отдельных авиационных происшествий с воздушными судами других федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций (по согласованию с их руководителями), а также авиационных происшествий, в которые одновременно вовлечен авиационный персонал федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций, осуществляются Службой безопасности полетов.
Организация и проведение расследований авиационных происшествий с легкими и малыми беспилотными воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, осуществляются командованиями объединений (соединений) видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).
Организация и проведение расследований иных авиационных происшествий осуществляются федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным органом или организациями (по принадлежности воздушного судна).
Организация и проведение расследований серьезных авиационных инцидентов с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, осуществляются командованиями объединений (соединений) видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а авиационных инцидентов - командованиями авиационных (воинских) частей (по принадлежности воздушного судна).
Организация и проведение расследований иных авиационных инцидентов осуществляются федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным органом или организациями (по принадлежности воздушного судна).";
5) в пункте 9:
в абзаце седьмом слова "руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна)" заменить словами "должностное лицо, назначившее комиссию";
абзац восьмой после слов "федерального органа исполнительной власти" дополнить словами ", федерального государственного органа";
абзац девятый изложить в следующей редакции:
"Решение о целесообразности восстановления воздушного судна, получившего повреждение в процессе эксплуатации, принимает руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующий родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Решение о целесообразности восстановления легкого или малого беспилотного воздушного судна, получившего повреждение в процессе эксплуатации, принимает должностное лицо, назначившее комиссию;";
слова "профессионального" и "4 Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации," исключить;
после слов "федеральных органов исполнительной власти" дополнить словами ", федерального государственного органа";
подпункты "д" - "ж" изложить в следующей редакции:
"д) "авиационное подразделение" - авиационное (вертолетное) звено, авиационный (вертолетный) отряд, отряд беспилотных летательных аппаратов, рота беспилотных летательных аппаратов, авиационная (вертолетная) эскадрилья, эскадрилья беспилотных летательных аппаратов, авиационная группа отдельного базирования Федеральной службы безопасности Российской Федерации, батальон беспилотных летательных аппаратов, а также первичная структура авиации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации;
е) "авиационное соединение" - авиационная дивизия, бригада армейской авиации, центр боевого применения и переучивания летного состава, центр боевой подготовки и боевого применения (Военно-воздушных сил), 4 Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации, центр летной подготовки федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации, авиационный центр Федеральной службы безопасности Российской Федерации, авиация оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии Российской Федерации, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, осуществляющее координацию деятельности в пределах федерального округа, федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина";
ж) "авиационная часть" - авиационный (вертолетный) полк, полк беспилотных летательных аппаратов, отдельный авиационный (вертолетный) отряд, отдельная авиационная (вертолетная) эскадрилья, отдельная эскадрилья беспилотных летательных аппаратов, центр показа авиационной техники, авиационная комендатура, испытательные центры 929 Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации, 924 Государственный центр беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации, военное представительство Министерства обороны Российской Федерации на предприятиях и в организациях промышленности, имеющее в штате летно-испытательный состав, Авиационная база Федеральной службы безопасности Российской Федерации, объединенный (отдельный) авиационный отряд (авиаотряд специального назначения (пилотируемых воздушных судов) федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, авиационно-спасательный центр, учреждение или Главное управление по субъекту Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальный орган и военная образовательная организация высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации;";
дополнить подпунктами "з(1)" и "з(2)" следующего содержания:
"з(1)) "информационная система безопасности полетов" - информационная система сбора, обработки и доведения информации об опасных факторах и авиационных событиях с воздушными судами;
з(2)) "легкое беспилотное воздушное судно" - беспилотное дистанционно пилотируемое воздушное судно с максимальной взлетной массой до 150 килограммов;";
подпункт "и" изложить в следующей редакции:
"и) "летная эксплуатация воздушного судна" - процесс эксплуатации воздушного судна в объеме требований руководства по летной эксплуатации данного типа воздушного судна:
для пилотируемого воздушного судна - когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно;
для беспилотного воздушного судна - от начала проведения предстартовой подготовки экипажем до окончания пробега по взлетно-посадочной полосе и выключения двигателя (приземления и подачи команды на отцеп парашюта на стартово-посадочной площадке);";
дополнить подпунктом "и(1)" следующего содержания:
"и(1)) "малое беспилотное воздушное судно" - беспилотное дистанционно пилотируемое воздушное судно с максимальной взлетной массой до 30 килограммов;";
дополнить подпунктом "т(1)" следующего содержания:
"т(1)) "уполномоченные представители" - уполномоченный представитель с одним или несколькими советниками, в том числе предложенными эксплуатантом, разработчиком или изготовителем авиационной техники, назначенными для оказания помощи уполномоченному представителю в расследовании авиационного происшествия, проводимого другим государством;";
подпункт "у" изложить в следующей редакции:
"у) "чрезвычайное происшествие" - не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в ходе террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;
утрата беспилотного воздушного судна при вмешательстве в управление или в результате противодействия, во время несанкционированного применения посторонними лицами или попытки ими применения беспилотного воздушного судна;
гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
гибель людей либо утрата воздушного судна, находившихся на земле (палубе корабля), в результате авиационного происшествия с другим воздушным судном;
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.";
6) дополнить пунктом "9(1)" следующего содержания:
"9(1). В настоящих Правилах используются следующие сокращения:
БАС - беспилотная авиационная система;
БВС - беспилотное воздушное судно;
ВВФ - воздействие внешних непрогнозируемых факторов;
ГРП - группа руководства полетами;
ГСМ - горюче-смазочные материалы;
ДПМУ - день простые метеорологические условия;
ДСМУ - день сложные метеорологические условия;
ДУМП - день установленный минимум погоды;
КПН - конструктивно-производственные недостатки;
КУЛП - курс учебно-летной подготовки;
НИРЛ - недостатки испытаний авиационной техники и регламентации летной работы;
НОП - нарушения (упущения) в организации полетов;
НОбП - нарушения (упущения) в обеспечении полетов;
НПМУ - ночь простые метеорологические условия;
НПП - нарушения (ошибки) членов экипажа воздушного судна;
НР - недостатки ремонта авиационной техники на авиаремонтных предприятиях;
НРП - нарушения (упущения) при управлении воздушным движением, руководстве полетами;
НСМУ - ночь сложные метеорологические условия;
НСОП - недостатки средств обеспечения полетов;
НУМП - ночь установленный минимум погоды;
ОВД - орган воздушного движения;
ОПНУ - отказы авиационной техники, причины которых не установлены;
ОрВД - организация воздушного движения
ПНУ - события, причины которых не установлены;
РТС - радиотехнические средства;
САИП - серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна;
СМУ - сложные метеорологические условия;
ЦКП - центральный командный пункт.";
7) пункты 10 и 11 изложить в следующей редакции:
"10. Расследование авиационных происшествий (за исключением авиационных происшествий с легкими и малыми беспилотными воздушными судами) организуют Служба безопасности полетов и руководители федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа и организаций (по принадлежности воздушного судна).
Расследование авиационных происшествий с легкими беспилотными воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, организуют командования объединений видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а с малыми беспилотными воздушными судами - командования соединений видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).
Расследование иных авиационных происшествий с легкими и малыми беспилотными воздушными судами организуют командования авиационных соединений (должностные лица, определяемые руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).
Для участия в расследовании могут привлекаться специалисты научных организаций, представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.
11. Расследование авиационного происшествия (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна) с включением в ее состав представителя Службы безопасности полетов (по согласованию).
Расследование авиационного происшествия с легким беспилотным воздушным судном, находящимся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, проводится комиссией, назначаемой приказом командующего объединением вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а с малым беспилотным воздушным судном - приказом командира соединения вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).
Расследование иных авиационных происшествий с легкими или малыми беспилотными воздушными судами проводится комиссиями, назначаемыми правовыми актами командиров авиационных соединений (должностных лиц, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).
В состав комиссии могут включаться представители организаций - разработчиков и изготовителей авиационной техники.
В случае расследования авиационного происшествия Службой безопасности полетов приказ о назначении комиссии издает Министр обороны Российской Федерации.";
8) в пункте 12:
абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:
"12. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя и членов комиссии. Председателем комиссии при расследовании авиационного происшествия с пилотируемым воздушным судном может быть только лицо, имеющее летное образование.
В состав комиссии назначаются лица, имеющие соответствующую квалификацию. Члены комиссий проходят специальную подготовку, после которой на основании решения начальника Службы безопасности полетов им выдаются удостоверения установленного образца (приложение N 1). Членам комиссии по расследованию авиационных происшествий с легкими или малыми беспилотными воздушными судами удостоверения установленного образца не выдаются.";
9) в пункте 13 слова "передается федеральному органу исполнительной власти, который организует" заменить словами "передается федеральному органу исполнительной власти, федеральному государственному органу или организации, которые организуют";
10) пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Если в процессе работы комиссии стало известно о вовлечении в расследуемое авиационное происшествие авиационного персонала другого вида авиации или другого федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, председатель комиссии сообщает об этом руководителю федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, назначившему комиссию, и начальнику Службы безопасности полетов для принятия решения о дальнейшем расследовании.";
11) пункт 17 после слов "федеральными органами исполнительной власти" дополнить словами ", федеральным государственным органом";
12) подпункт "ж" пункта 19 после слов "федеральных органов исполнительной власти," дополнить словами "федерального государственного органа и организаций,";
13) в пункте 20 слова "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации" заменить словами "исполнительные органы субъектов Российской Федерации";
14) пункт 21 после слов "федерального органа исполнительной власти" дополнить словами ", федерального государственного органа";
15) в абзаце втором пункта 23 слова "(руководителем федерального органа исполнительной власти или организации, образовавшим комиссию)" заменить словами "(руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, организации или лицом, назначившим комиссию, с информированием начальника Службы безопасности полетов с указанием даты продления)";
16) абзацы первый и второй пункта 25 после слова "авиационной" дополнить словом "(воинской)";
17) пункты 26 - 31 изложить в следующей редакции:
"26. Устный доклад об авиационном происшествии или потере радиосвязи с экипажем и пропадании отметки от воздушного судна на экранах радиолокационных станций (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) представляется немедленно руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна) и командующему войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (командующему Северным флотом) (по подчиненности).
Устный доклад об авиационном происшествии с легким или малым беспилотным воздушным судном представляется немедленно командующему авиационного объединения (командиру авиационного соединения) федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - командующему объединения (командиру соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).
27. В устном докладе (в информационной системе безопасности полетов) указывается информация в составе согласно приложению N 3(1). Отсутствие какой-либо информации не является основанием для задержки доклада.
28. Об авиационном происшествии или о потере радиосвязи с экипажем и пропадании отметки от воздушного судна на экране радиолокационной станции докладывается немедленно дежурному по Службе безопасности полетов, в Национальный центр управления обороной Российской Федерации, по линии вышестоящих центров (пунктов) управления на центральный командный пункт (пункт управления) федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).
29. Полученную информацию дежурный по Службе безопасности полетов представляет на центральные командные пункты (пункты управления) федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа и организаций (по однотипным воздушным судам) для дальнейшей передачи на командные пункты (пункт управления) авиационных (воинских) частей (по форме согласно приложению N 3), а также в Федеральное агентство воздушного транспорта и Межгосударственный авиационный комитет (по решению начальника Службы безопасности полетов).
30. Письменное донесение об авиационном происшествии (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) командир авиационной (воинской) части (подразделения) (по принадлежности воздушного судна) представляет в течение 24 часов руководителю федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна) и командующему войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (командующему Северным флотом) (по подчиненности).
Письменное донесение об авиационном происшествии с легким или малым беспилотным воздушным судном командир авиационной (воинской) части (подразделения) (по принадлежности воздушного судна) представляет в течение 24 часов командующему авиационного объединения (командиру авиационного соединения) федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - командующему объединения (командиру соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).
Копия письменного донесения об авиационном происшествии направляется начальнику Службы безопасности полетов.
31. В письменном донесении (в информационной системе безопасности полетов) указывается информация в составе, предусмотренном приложением N 3(1) к настоящим Правилам. Отсутствие какой-либо информации не является основанием для задержки представления донесения.";
18) пункт 32 изложить в следующей редакции:
"32. Поиск воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном), спасание его пассажиров и членов экипажа, оказание им помощи организует и осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.
Организация охраны потерпевшего авиационное происшествие воздушного судна и его эвакуация (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) возлагаются на командующего войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (командующего Северным флотом), в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие.
Организация поиска и охраны потерпевшего авиационное происшествие легкого или малого беспилотного воздушного судна возлагается на должностное лицо, организовавшее его полет.";
19) в пункте 33:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"33. С момента авиационного происшествия (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) и до прибытия комиссии ответственность за проведение первоначальных мероприятий возлагается на старшего авиационного начальника, в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие (командира авиационной (воинской) части (руководителя подразделения). При авиационном происшествии с легким или малым беспилотным воздушным судном ответственность за проведение первоначальных мероприятий возлагается на должностное лицо, организовавшее его полет.";
абзац второй после слов "(соединении, объединении)" дополнить словами ", воинской части (соединении, объединении), организующей полеты беспилотных воздушных судов,";
20) пункт 34 после слова "командир" дополнить словом "пилотируемого";
21) в пункте 36:
абзац первый после слова "авиационной" дополнить словом "(воинской)";
подпункт "и" дополнить словами ", принять меры для сохранения информации на средствах регистрации полетных данных станции внешнего пилота беспилотной авиационной системы";
подпункт "м" после слов "на аэродроме" дополнить словами "(стартово-посадочной площадке)";
22) пункт 38 после слов "старшего авиационного начальника" дополнить словами "(должностное лицо, ответственное за проведение первоначальных мероприятий (командира воинской части, имеющей в своем составе подразделения с беспилотными воздушными судами)";
23) пункт 39 после слов "воздушного судна" дополнить словами "(беспилотной авиационной системы)";
24) в пункте 43 слова "в Центр обеспечения расследования авиационных происшествий государственной авиации и (или)" исключить;
25) в абзаце втором пункта 44 слова "и (или) в Центр обеспечения расследования авиационных происшествий государственной авиации" исключить;
26) в пункте 45 слова "и в Центре обеспечения расследования авиационных происшествий государственной авиации" исключить;
27) в пункте 46:
слова "и в Центре обеспечения расследования авиационных происшествий государственной авиации" исключить;
после слов "воздушного судна" дополнить словами "(беспилотной авиационной системы)";
28) в пункте 47 слова "представляют заключение руководителю федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации" заменить словами "направляют заключение должностному лицу соответствующего федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, назначившему комиссию, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна)";
29) пункт 54 дополнить абзацем следующего содержания:
"Дело расследования авиационного происшествия с воздушным судном, находящимся в пользовании Федеральной службы безопасности Российской Федерации, оформляется с учетом положений Федерального закона "О федеральной службе безопасности".";
30) в пункте 55:
в абзаце первом слова "в четырех экземплярах" заменить словами "в 3 экземплярах";
абзац третий после слова "авиационную" дополнить словом "(воинскую)";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"третий - руководителю федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), в Федеральной службе безопасности Российской Федерации - начальнику Управления авиации, в федеральном государственном органе - руководителю Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) или заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителю Главного военного следственного управления.";
абзац пятый признать утратившим силу;
дополнить абзацем следующего содержания:
"Акт расследования авиационного происшествия (с отчетами по результатам проведенных исследований аварийной техники) направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации.";
31) абзац первый пункта 57 изложить в следующей редакции:
"57. По окончании расследования авиационного происшествия председатель комиссии представляет доклад о его результатах руководителю федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в случае авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном - должностному лицу, назначившему комиссию. Копия доклада направляется начальнику Службы безопасности полетов.";
32) пункт 58 после слова "авиационной" дополнить словом "(воинской)";
33) в пункте 61:
слова "руководитель федерального органа исполнительной власти или организации, образовавший комиссию" заменить словами "руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, назначивший комиссию";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Окончательное заключение о причинах авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном делает должностное лицо, назначившее комиссию.";
34) в пункте 62:
в абзаце первом слова "(руководитель федерального органа исполнительной власти или организации, образовавший комиссию)" заменить словами "(руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностное лицо, назначившее комиссию)";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Такое решение может быть принято также в случае поступления от федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностного лица, назначившего комиссию (по принадлежности воздушного судна), а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, аргументированного предложения о пересмотре результатов расследования.";
35) в абзацах первом и втором пункта 64 слова "(руководитель федерального органа исполнительной власти или организации)" заменить словами "(руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностное лицо, назначившее комиссию)";
36) в пункте 65:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"начальнику Службы безопасности полетов - при расследовании авиационного происшествия комиссией федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, а также в случае расследования авиационного происшествия с беспилотным воздушным судном комиссией объединения (соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации;";
абзац третий изложить в следующей редакции:
"руководителю федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), в Федеральной службе безопасности Российской Федерации - начальнику Управления авиации, в федеральном государственном органе - руководителю Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) или заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителю Главного военного следственного управления - при расследовании авиационного происшествия Службой безопасности полетов;";
абзац четвертый после слова "авиационной" дополнить словом "(воинской)";
в абзаце пятом слова "осуществляющего реализацию государственной политики в области авиационной промышленности" заменить словами "осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации";
абзац седьмой признать утратившим силу;
37) абзац второй пункта 66 после слов "федеральными органами исполнительной власти" дополнить словами ", федеральным государственным органом";
38) пункт 70 после слов "федерального органа исполнительной власти" дополнить словами ", федерального государственного органа";
39) в пункте 71 слова "руководителя федерального органа исполнительной власти или организации, образовавшего комиссию" заменить словами "руководителя федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностного лица, назначивших комиссию";
40) в пункте 74 слова "руководителем федерального органа исполнительной власти или организации, образовавшим комиссию" заменить словами "руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностным лицом, назначившими комиссию";
41) пункт 77 изложить в следующей редакции:
"77. Ответственными за организацию разработки профилактических мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) являются федеральный орган исполнительной власти, федеральный государственный орган или организация (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующий родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).
Ответственным за организацию разработки профилактических мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном является командир авиационного соединения (должностное лицо, определяемое руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации) (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - командующий объединением (командир соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).
Если авиационное происшествие произошло по причине отказа авиационной техники, ее эргономического несовершенства, нарушений правил ее эксплуатации или ремонта, то ответственным за организацию разработки профилактических мероприятий также является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации.";
42) пункт 78 после слов "должны быть разработаны" дополнить словами "и утверждены";
43) пункт 79 после слов "представители федерального органа исполнительной власти" дополнить словами ", федерального государственного органа";
44) пункты 81 и 82 изложить в следующей редакции:
"81. План профилактических мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным органом и организациями, а также со Службой безопасности полетов.
План профилактических мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, или федерального государственного органа, или организации (по принадлежности воздушного судна).
План профилактических мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном, находящимся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, утверждается главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующим родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).
План профилактических мероприятий по результатам расследования иного авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном утверждает должностное лицо, назначившее комиссию.
Утвержденный план профилактических мероприятий направляется исполнителям мероприятий и начальнику Службы безопасности полетов.
82. В установленные планом профилактических мероприятий сроки исполнители докладывают о реализации профилактических мероприятий ответственному за разработку плана или не позднее чем за 5 дней до истечения установленного срока представляют письменное уведомление о причинах его невыполнения. Ответственный за разработку плана обобщает информацию о выполнении пунктов плана профилактических мероприятий и докладывает должностному лицу, утвердившему план. Копия доклада направляется начальнику Службы безопасности полетов.";
45) в абзаце первом пункта 83:
слова "федеральным органом исполнительной власти и организацией" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом и организацией";
слова "Центром обеспечения расследования авиационных происшествий государственной авиации," исключить;
слова "осуществляющим реализацию государственной политики в области авиационной промышленности" заменить словами "осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации";
46) пункт 84 изложить в следующей редакции:
"84. Автоматизированный учет авиационных событий, результатов расследований, выявленных опасных факторов организует Служба безопасности полетов в информационной системе безопасности полетов.";
47) в пункте 85 слова "Учет авиационных происшествий ведется" заменить словами "Выявленные в процессе расследования авиационных событий опасные факторы классифицируются";
48) пункт 86 после слов "федеральных органов исполнительной власти" дополнить словами ", федерального государственного органа";
49) в пункте 90:
абзац первый после слова "авиационной" дополнить словом "(воинской)";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Решение о переклассификации авиационного инцидента в авиационное происшествие (за исключением авиационного события с легким или малым беспилотным воздушным судном) принимает руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующий родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о переклассификации авиационного инцидента в авиационное происшествие с легким или малым беспилотным воздушным судном, находящимся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, принимает командующий объединением вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а в других федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организации - должностное лицо, определяемое руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).";
50) пункт 91 изложить в следующей редакции:
"91. Расследование серьезных авиационных инцидентов с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, организуют командования объединениями (соединениями) видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а в других федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организации - командования авиационными соединениями (должностные лица, определяемые руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).
В Министерстве обороны Российской Федерации расследование серьезного авиационного инцидента (за исключением серьезного авиационного инцидента с легким или малым беспилотным воздушным судном) проводится комиссией, назначаемой приказом командующего объединением вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а в авиационных (воинских) частях, непосредственно подчиненных главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации (центрах боевого применения и переучивания летного состава (центрах боевой подготовки и боевого применения, центрах подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний), - комиссией, назначаемой приказом соответствующего командира (начальника центра). Расследование серьезного авиационного инцидента с легким или малым беспилотным воздушным судном проводится комиссией, назначаемой приказом командира соединения вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).
В иных федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях расследование серьезного авиационного инцидента проводится комиссией, назначаемой правовым актом командира авиационного соединения (должностного лица, определяемого руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).
В случае вовлечения в серьезный авиационный инцидент с воздушным судном авиационного персонала другого федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, а также в случае вовлечения в серьезный авиационный инцидент авиационного персонала нескольких объединений (соединений) одного федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации состав участников расследования согласовывается с заинтересованными сторонами. При этом комиссия назначается приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, в пользовании которого находится воздушное судно, потерпевшее серьезный авиационный инцидент.
Расследование иных авиационных инцидентов организуют командиры авиационных (воинских) частей (по принадлежности воздушного судна). Расследование таких авиационных инцидентов проводится комиссиями, назначаемыми приказами командиров авиационных (воинских) частей (по принадлежности воздушного судна). По результатам расследования каждого авиационного инцидента издается приказ командира авиационной (воинской) части, в котором определяются причины авиационного инцидента и указываются профилактические мероприятия.
Права и обязанности лиц, участвующих в расследовании авиационных инцидентов, приведены в приложении N 2.";
51) абзац первый пункта 92 изложить в следующей редакции:
"92. Срок расследования авиационного инцидента, как правило, не должен превышать 5 календарных дней. Продлить установленный срок расследования вправе должностное лицо, назначившее комиссию. Продление должно осуществляться с указанием даты окончания расследования.";
52) пункт 93 после слов "организаций - изготовителей воздушного судна" дополнить словами "(беспилотной авиационной системы)";
53) пункт 94 изложить в следующей редакции:
"94. По результатам расследования серьезного авиационного инцидента составляется акт в 4 экземплярах, который утверждается должностным лицом, назначившим комиссию (приложение N 9). Первый экземпляр акта хранится в авиационной (воинской) части, второй - в федеральном органе исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), в Федеральной службе безопасности Российской Федерации - в Управлении авиации, в федеральном государственном органе - в Главном управлении криминалистики (Криминалистическом центре) или в Главном военном следственном управлении, третий - в федеральном государственном бюджетном учреждении "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации. Четвертый экземпляр (в случае серьезного инцидента из-за отказа или повреждения авиационной техники) направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации. Копия акта размещается в информационной системе безопасности полетов. В случае, указанном в абзаце четвертом пункта 91 настоящих Правил, дополнительные экземпляры акта направляются заинтересованным сторонам.
При расследовании серьезного авиационного инцидента с повреждением воздушного судна дополнительно оформляется один экземпляр материалов дела расследования в соответствии с приложением N 4. В таком случае акт расследования авиационного происшествия утверждается должностным лицом, назначившим комиссию. В случае переклассификации серьезного авиационного инцидента с повреждением воздушного судна в аварию указанный экземпляр материалов дела расследования и выписка из приказа о переклассификации авиационного события направляются в Службу безопасности полетов.";
54) пункт 95 после слова "авиационные" дополнить словом "(вышестоящие)";
55) пункты 96 и 97 изложить в следующей редакции:
"96. Обо всех авиационных инцидентах по окончании полетов докладывается оперативными дежурными устно по линии вышестоящих центров (пунктов) управления структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - в центр (на пункт) управления авиационного объединения (авиационного соединения), а также на командный пункт объединения (соединения), в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, где они учитываются в журналах (приложение N 10). Кроме того, о серьезных авиационных инцидентах немедленно докладывается устно дежурному Службы безопасности полетов, в центр управления главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации или командования рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна) и в Национальный центр управления обороной Российской Федерации.
В докладе (в информационной системе безопасности полетов) указывается информация в составе, предусмотренном приложением N 3(1) к настоящим Правилам. Отсутствие какой-либо информации не является основанием для задержки доклада.
97. В федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях должностные лица, проводившие расследование серьезного авиационного инцидента, не позднее 5 календарных дней со дня его окончания представляют письменное донесение о результатах расследования должностному лицу, назначившему комиссию, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), копию - начальнику Службы безопасности полетов.
В донесении указываются характер авиационного инцидента, данные о летчике (внешнем пилоте, экипаже), авиационной технике (в случаях, связанных с ее отказом или повреждением), задание, обстоятельства и причина авиационного инцидента, оценка действий летчика (внешнего пилота, экипажа) и группы руководства полетами (ОВД (органа управления полетами), рекомендации по профилактике подобных инцидентов.";
56) абзац первый пункта 98 изложить в следующей редакции:
"98. На все авиационные инциденты в авиационных (воинских) частях (подразделениях) составляются карточки учета установленной формы (приложение N 11). Первый экземпляр указанной карточки до 15-го числа каждого месяца направляется в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации, второй - в центры боевого применения и переучивания летного состава (карточки учета авиационных инцидентов беспилотных воздушных судов - в 924 Государственный центр беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации). Копии карточек учета авиационных инцидентов в Министерстве обороны Российской Федерации направляются в объединение (соединение) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а в иных федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях - в авиационное объединение (авиационное соединение) (по принадлежности воздушного судна).";
57) пункт 99 изложить в следующей редакции:
"99. Контроль за правильностью оформления карточек учета авиационных инцидентов и своевременностью их представления организуется федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом или организацией (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - командованием объединения (соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).";
58) в абзаце первом пункта 100 слова "авиационных частей о причинах авиационных инцидентов" заменить словами "авиационных (воинских) частей (подразделений) об авиационных событиях и их причинах";
59) пункты 101 и 102 изложить в следующей редакции:
"101. Оперативная информация доводится до авиационных (воинских) частей (подразделений) командующими объединениями (командирами соединений) видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций (по принадлежности воздушного судна).
102. Оперативная информация передается с использованием средств связи и автоматизации федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций и содержит информацию, предусмотренную приложением N 3(1) к настоящим Правилам.";
60) в подпункте "в" пункта 103 слово "летных" исключить;
61) в пункте 105:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"105. В авиационной (воинской) части и авиационном соединении (соединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов) авиационные инциденты учитываются в журнале (приложение N 13). Кроме того, в авиационном соединении, а также в соединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, начальники соответствующих служб (отделов) (каждый по своему направлению) ведут учет авиационных инцидентов, нарушений и недостатков, имевших место при организации, проведении, управлении и обеспечении полетов. Учет ведется в соответствующих разделах указанного журнала.";
абзац второй после слова "частях" дополнить словом "(подразделениях)";
62) пункт 106 изложить в следующей редакции:
"106. В федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе и организациях, в авиационном объединении, а также объединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, авиационные инциденты учитываются в журнале учета авиационных инцидентов (приложение N 14).
Кроме того, все авиационные инциденты, выявленные в авиационном объединении, а также объединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, учитываются в зависимости от их причин соответственно в отделе боевой подготовки, соответствующих службах (отделах), на соответствующем командном пункте, в управлениях начальника тыла и начальника войск связи и радиотехнического обеспечения, в органах единой системы ОрВД.";
63) в пункте 107:
абзац второй признать утратившим силу;
дополнить абзацем следующего содержания:
"В Службе безопасности полетов ведется единая база данных выявленных опасных факторов и авиационных событий на основе учета всех авиационных происшествий и авиационных инцидентов с воздушными судами.";
64) в пункте 108:
абзац первый после слов "федеральными органами исполнительной власти" дополнить словами ", федеральным государственным органом";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"в авиационной (воинской) части и частях (подразделениях) обеспечения полетов - ежемесячно;";
абзац третий после слов "авиационном соединении" дополнить словами "(соединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов)";
65) в пункте 109 слова "авиационной части" заменить словами "авиационной (воинской) части (подразделения)";
66) пункт 110 изложить в следующей редакции:
"110. В авиационной (воинской) части (подразделении) и частях (подразделениях) обеспечения ежемесячно (в авиационных объединениях и авиационных соединениях, а также в объединениях (соединениях), в составе которых есть подразделения беспилотных воздушных судов, - ежеквартально) проводится разбор авиационных инцидентов, нарушений и ошибочных действий личного состава, результаты которого в виде отдельного раздела включаются в доклад командира (командующего) при подведении итогов работы.";
67) пункт 111 дополнить абзацем следующего содержания:
"Организация проведения разбора в воинской части (соединении), в составе которой есть подразделения беспилотных воздушных судов и части (подразделения) обеспечения, возлагается на командира воинской части (соединения) и части (подразделения) обеспечения, а в объединении - на заместителя командующего объединением.";
68) в пункте 112:
подпункт "а" после слова "авиационных" дополнить словом "(воинских)";
подпункт "б" после слова "авиационными" дополнить словом "(воинскими)";
69) пункт 113 изложить в следующей редакции:
"113. Материалы разбора авиационных инцидентов в Министерстве обороны Российской Федерации подписываются командующим объединением (командиром соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а в других федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях - командующим авиационным объединением (командиром авиационного соединения, должностным лицом, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации), и направляются в подчиненные части (подразделения) для изучения личным составом.
Копии материалов ежеквартального разбора авиационных инцидентов в объединениях (соединениях) до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляются в органы безопасности полетов соответствующего федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (командующему Северным флотом) (по подчиненности), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации и в Службу безопасности полетов.";
70) дополнить подразделом следующего содержания:
"Участие в расследовании авиационного инцидента с воздушным
судном, происшедшего на территории иностранного государства
114. Участие должностных лиц в расследовании авиационного инцидента с воздушным судном, происшедшего на территории иностранного государства, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 66 - 70 настоящих Правил.";
71) в приложении N 1 слова "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации" заменить словами "исполнительные органы субъектов Российской Федерации";
72) в приложении N 2 к указанным Правилам:
наименование дополнить словами "(авиационного инцидента)";
пункт 1 после слов "авиационного происшествия" дополнить словами "(авиационного инцидента)";
в пункте 2:
абзац второй дополнить словами "(авиационного инцидента)";
абзац третий после слов "авиационного происшествия" дополнить словами "(авиационного инцидента)";
абзац пятый после слов "авиационного происшествия" дополнить словами "(авиационного инцидента)";
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"периодически информировать о ходе расследования авиационного происшествия начальника Службы безопасности полетов и руководителя федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в случаях расследования авиационных происшествий с беспилотными воздушными судами или авиационных инцидентов - должностное лицо, назначившее комиссию;";
абзац двенадцатый после слов "авиационное происшествие" дополнить словами "(авиационный инцидент)";
абзац тринадцатый после слов "авиационного происшествия" дополнить словами "(авиационного инцидента)";
абзацы четырнадцатый и пятнадцатый дополнить словами "(авиационного инцидента)";
абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"провести с руководящим составом авиационной (воинской) части (соединения) разбор обстоятельств авиационного происшествия (авиационного инцидента);";
в пункте 3:
абзац второй после слов "авиационного происшествия" дополнить словами "(авиационного инцидента)";
абзац седьмой дополнить словами "(авиационному инциденту)";
абзац восьмой после слов "авиационным происшествием" дополнить словами "(авиационным инцидентом)";
абзац девятый дополнить словами "(авиационному инциденту)";
абзац десятый изложить в следующей редакции:
"вносить предложения о проведении в авиационных (воинских) частях срочных мероприятий по предотвращению авиационных происшествий (авиационных инцидентов), необходимость которых определена в процессе расследования.";
абзац первый пункта 5 после слов "авиационного происшествия" дополнить словами "(авиационного инцидента)";
в пункте 7:
абзацы первый и второй после слов "авиационного происшествия" дополнить словами "(авиационного инцидента)";
абзац четвертый дополнить словами "(авиационного инцидента)";
абзац четвертый пункта 8 после слов "авиационного происшествия" дополнить словами "(авиационного инцидента)";
73) пункт 1 приложения N 3 к указанным Правилам изложить в следующей редакции:
"1. Журнал ведется на каждом командном пункте (пункте управления) авиационной части, авиационного соединения, авиационного объединения (воинской части, соединения, объединения, имеющего в своем составе подразделения с беспилотными воздушными судами) и на центральном пункте управления (пункте управления) федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа и организации.";
74) дополнить приложением N 3(1) следующего содержания:
представляемой при докладах об авиационном происшествии
(авиационном инциденте)
Информация, предоставляемая при докладах об авиационном происшествии (авиационном инциденте) с воздушными судами, находящимися в пользовании Федеральной службы безопасности Российской Федерации, оформляется с учетом положений Федерального закона "О федеральной службе безопасности". |
||
В позиции 4 указывается наименование федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, авиационное объединение, авиационное соединение, авиационная (воинская) часть (действительное наименование), подразделение, а для воздушных судов, находящихся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, дополнительно указывается принадлежность к военному округу Вооруженных Сил Российской Федерации (Северному флоту). |
||
В позиции 9 для классификации этапа полета используются следующие определения: не установлен; запуск двигателя; опробование двигателя; выруливание; руление; взлет; набор высоты; висение; полет по маршруту; боевое применение; горизонтальный полет; пилотирование в зоне; предпосадочное снижение; заход на посадку; уход на 2 круг; посадка; заруливание; выключение двигателя."; |
75) приложение N 4 изложить в следующей редакции:
_________________________________________________ самолета (вертолета, БВС)
(вид авиационного происшествия (САИП)
__________________________________________________________________________,
(тип)
пилотируемого (находившегося под управлением) _____________________________
___________________________________________________________________________
(должность, классная квалификация (квалификационный разряд),
__________________________________________________________________________,
воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии) командира
экипажа (летчика, внешнего пилота)
происшедшей ______________________________________________________________.
(дата и место авиационного происшествия (САИП)
Расследование проведено комиссией, назначенной приказом
___________________________________________ от __________________ N ______,
(должность лица, назначившего комиссию) (дата)
в составе:
председателя _____________________________________________________________,
(должность, воинское звание, инициалы и фамилия)
членов комиссии __________________________________________________________.
(должность, воинское звание, инициалы и фамилия)
начало ____________________________________________________________________
(дата авиационного происшествия (САИП)
окончание ________________________________________________________________.
(дата подписания акта расследования)
В расследовании принимали участие представители:
___________________________________________________________________________
(перечисляются специалисты федеральных органов исполнительной власти,
федерального государственного органа,
___________________________________________________________________________
организаций органов военного управления, научно-исследовательских
организаций и предприятий
__________________________________________________________________________.
с указанием должности, воинского звания, инициалов и фамилии)
1. Опись документов и материалов, вошедших в дело расследования авиационного происшествия (САИП):
а) акт расследования авиационного происшествия (САИП) (форма прилагается);
б) приложения к акту расследования:
версии авиационного происшествия (САИП) с описанием выводов по результатам их проработки;
кроки места падения (вынужденной посадки) воздушного судна;
протокол осмотра места падения (вынужденной посадки) воздушного судна и аварийных деталей;
данные анализа материалов объективного контроля;
протокол радиообмена между членами экипажа воздушного судна;
протокол переговоров лиц группы руководства полетами и органов единой системы ОрВД с экипажем воздушного судна;
фотоснимки радиолокационной проводки воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие (САИП);
копия кальки проводки воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие (САИП), на планшетах;
схема (траектория) полета (аварийного участка полета);
модель возникновения и развития особой ситуации в полете;
модель причинно-следственных связей;
особые мнения членов комиссии о причинах авиационного происшествия (САИП) с обоснованиями и предложениями об иных причинах авиационного происшествия (САИП);
протоколы заседаний комиссии, на которых возникли разногласия по вопросам расследования;
в) отчет летной подкомиссии с приложениями (форма прилагается);
г) отчет инженерно-технической подкомиссии с приложениями (форма прилагается);
д) отчет административно-штабной подкомиссии с приложениями (форма прилагается);
е) отчеты по специальным исследованиям;
и) донесения об авиационном происшествии (САИП) и результатах его расследования;
к) копии приказов по результатам расследования авиационного происшествия;
л) профилактические мероприятия по результатам расследования авиационного происшествия;
м) доклады о выполнении планов профилактических мероприятий и устранении вскрытых недостатков;
н) заключение о возможности открытого опубликования.
2. Все документы и материалы дела расследования включаются в него по мере поступления и брошюруются в папку, обеспечивающую установленные сроки хранения.
1. Данные об организации полетов
Полнота и своевременность мероприятий по организации полетов.
Выводы о соответствии организации полетов нормативным требованиям.
Дается оценка профессиональной подготовленности экипажа и делается вывод о соответствии его уровня подготовки полетному заданию.
3. Данные о лицах управления полетом
(группы руководства полетами, органа единой системы ОрВД)
Классная квалификация (квалификационный разряд) и год ее присвоения |
Стаж руководства и количество руководств полетами за последние 12 месяцев |
||||
Дается оценка профессиональной подготовленности лиц управления полетом и их действий при возникновении и развитии особой ситуации.
Дается оценка обоснованности допуска к воздушной перевозке указанных пассажиров.
5. Данные о характере перевозимых грузов
Делается заключение о соответствии взлетной массы и центровки требованиям руководства по летной эксплуатации воздушного судна, и дается оценка соответствия допущенных к воздушной перевозке грузов установленным требованиям.
6. Данные об авиационной технике
Данные о воздушном судне (БАС): тип, заводской номер, завод-изготовитель, дата выпуска, налет с начала эксплуатации, количество посадок и ремонтов, дата последнего ремонта, налет и количество посадок после него.
Данные о двигателе (двигателях): тип, заводской номер, завод-изготовитель, дата выпуска, наработка с начала эксплуатации, количество ремонтов и дата последнего ремонта, наработка после последнего ремонта.
Дается оценка соответствия технической эксплуатации воздушного судна (БАС) установленным требованиям.
7. Метеорологическая и орнитологическая информация
Приводятся данные о прогнозе погоды и фактических метеорологических и орнитологических условиях на аэродромах взлета и посадки (стартово-посадочной площадки), по маршруту полета и на месте авиационного происшествия (САИП).
Дается краткая оценка метеорологического и орнитологического обеспечения полета.
8. Данные об аэродроме (стартово-посадочной площадке)
Приводятся данные о классе аэродрома и характеристиках взлетно-посадочной полосы (стартово-посадочной площадки).
Дается краткая оценка технической эксплуатации аэродрома (стартово-посадочной площадки).
9. Данные о средствах связи и радиотехнического
обеспечения полетов
Приводятся данные об использовавшихся в процессе полета средствах связи, навигации, посадки и ОВД (управления полетами), в ходе которого произошло авиационное происшествие (САИП).
Дается краткая оценка соответствия технической эксплуатации средств связи и радиотехнического обеспечения полетов установленным требованиям.
10. Действия аварийной поисково-спасательной службы
Указываются количество сил и средств, привлекаемых к проведению поисково-спасательных работ, своевременность их приведения в готовность, результаты поисково-спасательных работ.
Дается краткая оценка проведенным поисково-спасательным работам и работам по ликвидации последствий авиационного происшествия (САИП).
11. Состояние членов экипажа и пассажиров
после авиационного происшествия (САИП)
Устанавливаются причины гибели находившихся на борту воздушного судна людей. Указывается количество человек, получивших телесные повреждения.
Приводится вся фактическая информация, полученная из других источников, необходимая для установления обстоятельств авиационного происшествия (САИП) и составления заключения о причинах этого события.
II. Обстоятельства авиационного происшествия (САИП)
Указываются с соблюдением (по возможности) хронологии событий:
задание на полет, номер упражнения курса боевой (летной, учебно-летной и т.п.) подготовки рода авиации, какой по очередности, на каком часу летной смены и в каких условиях выполнялся полет;
время суток, время (местное/московское/по Гринвичу) и аэродром взлета (стартово-посадочная площадка);
по истечении какого времени после взлета, в каком месте (название пункта, где произошло событие, или азимут и расстояние от характерного ориентира), на каком этапе полета, в чьей зоне ответственности, на какой высоте и скорости полета, при каких условиях возникла и как протекала особая ситуация;
действия экипажа в особой ситуации, степень влияния этих действий на исход полета;
действия руководителя полетами (командира группы и других лиц, управляющих полетом) в особой ситуации;
характер падения (посадки) воздушного судна (положение воздушного судна, угол падения, траектория полета до удара о землю и др.);
условия применения экипажем средств спасения (скорость, высота полета, положение воздушного судна, срабатывание автоматики системы спасения и др.), а также причины неиспользования средств спасения или их позднего применения;
последствия для членов экипажа (пассажиров);
последствия для воздушного судна;
последствия для окружающей среды на месте авиационного происшествия (САИП).
III. Недостатки и упущения, выявленные
при расследовании авиационного происшествия (САИП), и их
влияние на возникновение, развитие особой ситуации
и исход полета
Приводятся все отклонения в функционировании авиационной системы по направлениям проведенных исследований с указанием, что и кем было нарушено:
в обслуживании воздушного движения (управлении полетами);
в проектировании, изготовлении и ремонте авиационной техники;
в испытаниях авиационной техники и регламентации летной работы;
в проектировании, изготовлении и ремонте средств обеспечения полетов;
Выводы о влиянии недостатков и упущений на возникновение и развитие особой ситуации и исход полета.
В произвольной форме излагаются причины авиационного происшествия (САИП).
Формулировка причин должна исключать двусмысленное их толкование.
V. Рекомендации и предложения комиссии
Приводятся рекомендации и предложения, направленные на устранение выявленных при расследовании опасных факторов (недостатков).
VI. Окончательное заключение начальника Службы безопасности
полетов (руководителя федерального органа исполнительной
власти, федерального государственного органа или организации
либо должностного лица, назначившего комиссию) о причинах
авиационного происшествия и обоснования изменений выводов
комиссии о причинах авиационного происшествия
I. Данные об организации полета
1. Основание для принятия решения о проведении полета (дата принятия решения, кем оно принято, для решения каких задач, когда и в какой форме поставлена задача руководящему составу авиационной (воинской) части, командирам авиационных (воинских) подразделений и командирам частей (подразделений), обеспечивающих полеты).
2. Полнота мероприятий, проведенных штабом авиационной (воинской) части, на основании принятого решения о проведении полета (своевременность подачи заявок на полеты и их обеспечение, подготовка предложений по использованию воздушного пространства, полигонов, разработка плановых таблиц).
3. Планирование полетов (соответствие запланированных упражнений замыслу проведения полетов, соблюдение методической последовательности запланированных упражнений, соблюдение установленных курсом боевой подготовки рода авиации норм по количеству запланированных полетов и налету экипажей в летную смену, соблюдение времени, необходимого для подготовки воздушного судна (БАС) к повторному полету, определение экипажей-разведчиков и экипажей-доразведчиков погоды, экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наличие резервных воздушных судов (БАС), планирование оперативного объективного контроля, количество разработанных таблиц по вариантам полетов и другие необходимые данные).
4. Подготовка экипажа к полетам:
кем и когда организована, когда проведена;
полнота проведения подготовки экипажа к полетам.
своевременность и полнота проведения радиолокационной разведки погоды;
данные воздушной разведки погоды, наличие опасных явлений погоды.
6. Выводы о полноте и соответствии организации полетов нормативным требованиям.
II. Данные об основных лицах, участвовавших в организации,
выполнении полета и его обслуживании
7. Данные о командире авиационной (воинской) части (подразделения):
воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), год рождения, образование общее и военное (когда и какие образовательные организации окончил);
сроки прохождения службы на основных должностях;
были ли ранее авиационные происшествия в подчиненных ему авиационном подразделении, авиационной (воинской) части, их причины;
местонахождение и действия в момент авиационного происшествия.
8. Данные о командире экипажа (летчике, внешнем пилоте) (в случае выполнения вывозных или контрольных полетов данные заполняются на инструктора и летчика (внешнего пилота), а при выполнении группового полета - на ведущего и ведомого, если их действия оказали влияние на развитие и исход особой ситуации) и о членах экипажа, чьи действия оказали влияние на возникновение и развитие особой ситуации (должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), число, месяц и год рождения, образование общее и военное, присвоенная классная квалификация (квалификационный разряд) (дата, номер приказа, на каком типе воздушного судна (БАС), сроки прохождения службы на летных должностях, с какого времени летает на данном типе воздушного судна (БАС), когда и где проходил переучивание на данный тип воздушного судна (БАС).
Данные о налете (количестве и продолжительности управлений по типам (БАС) в соответствии с прилагаемыми таблицами (раздельно для боевых, учебно-боевых и беспилотных воздушных судов):
Данные о натренированности за последние 12 месяцев
(с разбивкой по месяцам)
метеоусловия, условное обозначение полета, номер упражнения |
|
Налет (количество управлений/продолжительность управлений БВС) (часов, минут): днем, ночью, всего, в том числе тренировочный |
Данные о соблюдении установленных минимальных сроков проверки за последние 12 месяцев:
по технике пилотирования (в соответствии с курсом боевой подготовки рода авиации (летной, учебно-летной), для инструктора - дополнительно зачетно-методические полеты; для ведущего - контрольные для проверки техники пилотирования строем): дата, время суток (день, ночь), метеорологические условия, кто осуществлял проверку, оценка;
по боевому применению: дата, время суток (день, ночь), метеорологические условия, кто осуществлял проверку, оценка;
по навигации: дата, время суток (день, ночь), метеорологические условия, кто осуществлял проверку, оценка.
Данные по парашютной подготовке:
учебно-тренировочные прыжки с парашютом: количество (общее/за последние 12 месяцев), дата последнего прыжка;
наземные катапультирования: количество, дата последней тренировки;
тренажи на специальных тренажерах: тип тренажера, количество тренировок, дата последнего тренажа;
комплексные тренажи по использованию средств спасения: вид тренажа, количество, дата последнего тренажа.
Данные о соблюдении методики ввода в строй после перерывов в полетах по виду летной подготовки, при котором произошло авиационное происшествие (САИП) (за последние 12 месяцев).
Данные о соответствии подготовки к полетам требованиям нормативных правовых документов и методических пособий, когда и кто контролировал готовность экипажа к полету.
Данные о полноте выполнения заданий на полет, об отклонениях в технике пилотирования и эксплуатации авиационной техники от требований руководства по летной эксплуатации и нормативов курса боевой подготовки рода авиации (летной, учебно-летной) по данным бортовых и наземных средств объективного контроля в предыдущих 10 полетах.
Наличие авиационных инцидентов за последние 12 месяцев, их причины.
Имел ли в прошлом авиационные происшествия, их причины.
Имеются ли дисциплинарные взыскания, какие и за что.
Семейное положение, количество детей, их возраст.
Результаты предполетного медицинского контроля: дата проведения, пульс, артериальное давление, температура, заключение о допуске к полетам.
Дата и заключение врачебно-летной (врачебно-летной экспертной, военно-врачебной) комиссии и последнего периодического (углубленного медицинского) осмотра. Перенесенные заболевания в межкомиссионный период.
Данные о времени и месте использования очередного отпуска и профилактического отдыха за последние 2 года.
Краткая характеристика состояния здоровья и эмоционального состояния накануне и в день полетов, режим труда и отдыха, соответствие летной нагрузки состоянию здоровья и физической выносливости, характерные особенности личности.
Краткая летная характеристика.
Краткие выводы об уровне летной подготовки экипажа (инструктора) и его соответствие полетному заданию.
9. Данные о лицах группы руководства полетами (о руководителе полетами в любом случае, о других - в случае, если их действия оказали влияние на возникновение и развитие особой ситуации):
должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), год рождения; классная квалификация (квалификационный разряд) (номер и дата приказа о ее присвоении);
военное образование (когда и что окончил);
сроки прохождения службы на основных должностях;
когда закончил летную работу (год и на каком типе воздушного судна (БАС);
когда и где проходил подготовку к руководству полетами;
кто, когда и какой допуск дал к руководству полетами (каким составом, в каких метеоусловиях, днем, ночью);
когда и кем, в каких условиях проверен в практическом руководстве полетами за последние 12 месяцев, полнота проверки и ее качество.
Установленные командиром (начальником) допустимые перерывы в руководстве полетами.
Как вводился в строй при перерывах в руководстве полетами, превышающих допустимые.
Регулярность руководства полетами за последние 12 месяцев (с разбивкой по месяцам):
Соблюдение правил подготовки к руководству полетами: кто и когда поставил задачу, организовал подготовку и осуществлял контроль.
Местонахождение руководителя полетов и его действия в момент возникновения особой ситуации в полете.
Допускал ли ранее авиационные инциденты при руководстве полетами, их причины.
Имел ли в прошлом при руководстве полетами авиационные происшествия, их причины.
Данные медицинского осмотра перед руководством полетами (пульс, артериальное давление, температура, заключение о допуске к руководству полетами).
Краткая характеристика состояния здоровья и эмоционального состояния накануне и в день полетов, режим труда и отдыха.
Краткие выводы об уровне профессиональной подготовки.
10. Содержание полетного задания и его соответствие уровню подготовки экипажа и условиям выполнения.
11. Воздушная и навигационная обстановка в районе полетов на период возникновения особой ситуации.
12. Фактические метеорологические, гидрологические и орнитологические (при необходимости) условия на период возникновения особой ситуации в полете.
13. Данные о средствах связи, навигации, посадки и ОВД (управления полетами), имеющихся и используемых в процессе полета, во время которого произошло авиационное происшествие (САИП).
14. Характер возникновения усложнения условий полета, какие факторы повлияли на перерастание их в сложную ситуацию (в какое время после взлета появилась усложненная ситуация, на каком этапе полета, при каких параметрах движения воздушного судна, действия экипажа, лиц группы руководства полетами или органа ОВД (управления полетами) в этой ситуации, чем это подтверждается).
15. Характеристика сложной ситуации, какие факторы повлияли на перерастание ее в аварийную (время проявления, на каком этапе полета, при каких параметрах движения воздушного судна, действия экипажа, лиц группы руководства полетами или органа ОВД (управления полетами) в этой ситуации, чем это подтверждается).
16. Характеристика аварийной ситуации, ее протекание (время проявления, на каком этапе полета и при каких параметрах движения воздушного судна она возникла, действия экипажа, лиц группы руководства полетами или органа ОВД (управления полетами) в этой ситуации, чем это подтверждается).
17. Характеристика катастрофической ситуации (время проявления, на каком этапе полета и при каких параметрах движения воздушного судна она возникла, действия экипажа, лиц группы руководства полетами или органа ОВД (управления полетами) в этой ситуации, чем это подтверждается).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей