См. Программу на 2024 год.

I Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

I Анализ текущего состояния осуществления

вида контроля, описание текущего уровня развития

профилактической деятельности контрольного (надзорного)

органа, характеристика проблем, на решение которых

направлена программа профилактики рисков причинения

вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение N 997).

Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:

1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;

2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Начиная с Плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год (далее - План проверок) формирование контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).

Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Названные критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования определены Положением N 997.

При формировании Плана проверок на 2022 год Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) впервые ранжировала организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации, организации, контролируемые лица, подконтрольные субъекты), по категориям риска.

По результатам проведенного Рособрнадзором сопоставления объекты контроля отнесены к следующим категориям риска:

высокий риск - отсутствуют;

средний риск - 100 объектов;

низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям высокого и среднего риска, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Таким образом, в План проверок 2022 года не вошли организации, отнесенные к категории высокого риска, в рамках периодичности проведения проверок раз в 3 года.

В первом квартале 2022 года в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Рособрнадзором было проведено 8 контрольных (надзорных) мероприятий (6 плановых и 2 внеплановых).

Выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования в части:

лицензионных требований;

Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации;

Правил оказания платных образовательных услуг;

Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;

Положения о практической подготовке обучающихся;

Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры;

федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Наиболее часто встречающимся нарушением обязательных требований является нарушение образовательными организациями Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831.

Так, на официальных сайтах организаций, филиалов организаций отсутствует информация: о персональном составе педагогических работников; о стоимости обучения; о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса, включающую сведения об оборудованных учебных кабинетах, объектах для проведения практических занятий, библиотеке, объектах спорта, средствах обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; правила приема, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся и др.

По результатам проведенных проверок одной образовательной организации выдано предписание Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений; возбуждено 9 дел об административных правонарушениях; постановлениями судебных органов назначены административные наказания в виде штрафов на сумму 200 тыс. руб. В отношении одной организации возбуждено административное дело в связи с неисполнением ранее выданного предписания и запрещен прием на обучение (прием на обучение был возобновлен на основании решения суда).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) пять плановых проверок были завершены без выдачи контролируемым лицам предписаний Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений.

Во исполнение постановления N 336 плановые проверки в отношении контролируемых лиц со дня вступления в силу указанного постановления Рособрнадзором не проводились.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 постановления N 336 для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрены следующие основания:

поручение Президента Российской Федерации;

поручение Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления;

поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления и согласованное с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В третьем квартале 2022 года на основании пункта 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении выездной проверки в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям от 29 августа 2022 г. N 76/2-371-2022 Рособрнадзором проведена одна внеплановая выездная проверка в отношении организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования. По результатам проверки с учетом требований пункта 7(1) постановления N 336 образовательной организации объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

В 2022 году Рособрнадзор в соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722, актуализировал перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 31 августа 2022 г.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;

сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу. В 2022 году на официальном сайте Рособрнадзора размещено более 60 информационных материалов об издании и внесении изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие сферу образования;

перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

руководство по соблюдению образовательными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере образования в части информационной открытости образовательных организаций, утвержденное руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 30 мая 2022 г.;

проверочные листы, используемые при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденные приказом Рособрнадзора от 29 ноября 2021 г. N 1533 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2022 г., регистрационный N 67302), и информация для подконтрольных субъектов об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;

индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 23 декабря 2021 г. N 1372 (зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2022 г., регистрационный N 67424);

перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденный руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 9 сентября 2022 г.;

программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2022 год, утвержденная руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 20 декабря 2021 г.;

исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за второе полугодие 2021 года, утвержденный приказом Рособрнадзора от 12 апреля 2022 г. N 510, и Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки за первое полугодие 2021 года, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13 мая 2022 г. N 584;

доклад об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2021 год.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 997 контролируемым лицам объявлено 319 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с наличием у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Контролируемые лица не позднее 10 рабочих дней со дня получения предостережения направили в Рособрнадзор 10 возражений в отношении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

По результатам рассмотрения возражений в отношении предостережений 8 контролируемым лицам Рособрнадзор отказал в их удовлетворении; возражения двух контролируемых лиц были удовлетворены.

В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 997 в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведено 19 обязательных профилактических визитов в целях информирования контролируемого лица, об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ два контролируемых лица уведомили Рособрнадзор об отказе от проведения обязательного профилактического визита.

В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в 2022 году осуществлялось консультирование в устной форме, а также посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих материалов разъяснительного характера:

письмо-разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об осуществлении профилактического визита;

презентация "Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования в 2022/2023 году";

информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о типичных ошибках, допускаемых образовательными организациями, при внесении информации в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении (далее - ФИС ФРДО, Система);

разъяснения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросу внесения сведений в ФИС ФРДО о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выдаваемых при реализации образовательных программ с использованием сетевой формы обучения, в соответствии с условиями договора о сетевой форме реализации образовательных программ;

презентация "Реформа контрольной (надзорной) деятельности";

методические рекомендации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по организации приема на обучение детей военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, в пределах социальной квоты;

методические рекомендации Рособрнадзора по внесению в ФИС ФРДО сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", утвержденные и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки И.К. Круглинским 11 июля 2022 г.;

презентация "Особенности организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении образовательных программ высшего образования - программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре" и консультация на тему "Соблюдение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования к разработке и реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (в вопросах и ответах)".

Рособрнадзор, учитывая приоритетность профилактических мероприятий над контрольными (надзорными) мероприятиями, провел мониторинг приемной кампании в образовательные организации высшего образования, по результатам которого были выявлены факты некорректного заполнения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ФИС ГИА и приема), в части внесения сведений о документах об образовании, в связи с чем Рособрнадзором подготовлены и направлены письма:

- руководителям образовательных организаций с рекомендациями по внесению сведений об аттестатах о среднем общем образовании с отличием в ФИС ГИА и приема (далее - аттестат с отличием);

- федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции учредителя образовательных организаций, о необходимости проведения работы по обеспечению внесения сведений в полном объеме в ФИС ГИА и приема подведомственными образовательными организациями и информировании о результатах Рособрнадзора.

В образовательные организации, в которых были выявлены факты некорректного внесения сведений в ФИС ГИА и приема в части аттестатов с отличием и начисления дополнительных баллов за индивидуальные достижения, направлено 202 письма (с указанием конкретных фамилий абитуриентов - 446) о необходимости проведения проверки сведений по каждому абитуриенту, внесения изменений в ФИС ГИА и приема и предоставления в Рособрнадзор соответствующей информации с приложением подтверждающих материалов.

В связи с многочисленными жалобами граждан, поступившими в Рособрнадзор во время приемной кампании 2022/2023 гг., Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проинформированы Аппарат Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России и Минпросвещения России об отказе образовательных организаций высшего образования в приеме от поступающих документов об образовании в связи с их отсутствием в ФИС ФРДО.

Проведен также мониторинг сведений, содержащихся в ФИС ФРДО на предмет правомерности внесения в нее сведений о документах об образовании, в результате которого было установлено, что в нарушение пункта 1 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825, ряд образовательных организаций, подведомственных отдельным "силовым" ведомствам, зарегистрированы в Системе и вносят в нее сведения о документах об образовании. В указанные ведомства направлены письма Рособрнадзора с предложением провести в отношении образовательных организаций соответствующие разъяснительные мероприятия по данным фактам и информировании Рособрнадзора о результатах.

Представители Рособрнадзора приняли участие в заседании круглого стола, организованного Главным управлением военной полиции Минобороны России, и посвященного повышению контроля и качества подготовки водителей транспортных средств для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации; в трех мероприятиях, организованных Учебным комитетом Русской Православной Церкви для представителей духовных учебных заведений, и посвященных актуальным проблемам правового регулирования деятельности духовных учебных заведений.

Для представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, проведен онлайн-семинар, посвященный новым требованиям законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих проведение мониторинга системы образования.