ТРАНСПОРТ

Урегулированы процедуры организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном автомобильном сообщении, включая транзитные перевозки

Вводится понятие "карта международного маршрута регулярных перевозок", означающее документ, содержащий сведения о международном маршруте регулярных перевозок. В случае, если международными договорами РФ предусмотрено, что регулярные перевозки осуществляются по разрешениям, карта международного маршрута регулярных перевозок является таким разрешением. Карты международного маршрута регулярных перевозок оформляются для каждого перевозчика по международному маршруту регулярных перевозок.

Регулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются по международным маршрутам регулярных перевозок, установление и изменение которых осуществляются по согласованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти и компетентных органов иностранных государств, по территориям которых проходят такие маршруты. Установлен порядок такого согласования.

Заявление об установлении или изменении международного маршрута регулярных перевозок оформляется на русском языке и представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти российским перевозчиком или иностранным перевозчиком при условии, что заявление такого иностранного перевозчика приложено к поступившему в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти письму компетентного органа иностранного государства, в котором зарегистрирован такой иностранный перевозчик, содержащему предложение о согласовании установления или изменения такого маршрута. Определен порядок рассмотрения такого заявления.

Заявление об установлении, изменении или отмене международного маршрута регулярных перевозок представляется российским перевозчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти одним из следующих способов:

- в форме электронных документов (пакета электронных документов), в том числе посредством единого портала госуслуг;

- в форме документов на бумажном носителе, представленных непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Установление международного маршрута регулярных перевозок согласовывается на срок до 5 лет.

Приводятся перечень оснований для отказа в согласовании установления или изменения международного маршрута регулярных перевозок, требования к расписаниям отправления транспортных средств по международным маршрутам регулярных перевозок, порядок отмены международного маршрута регулярных перевозок.

Реестр международных маршрутов регулярных перевозок будет вести уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

(Федеральный закон от 02.07.2021 N 337-ФЗ; Приказы Минтранса России от 27.04.2022 N 156, от 23.06.2022 N 240, от 22.08.2022 N 324, от 01.09.2022 N 340, N 341 и от 30.09.2022 N 400)

Увеличены размеры платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог

Увеличены:

- максимальный размер платы;

- предельное значение максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам таких дорог, созданным и (или) реконструированным на основании концессионных соглашений.

Максимальный размер платы дифференцирован для платных автомобильных дорог (участков таких дорог), созданных в результате реконструкции, комплексного обустройства и созданных в результате строительства.

Также обновлена методика расчета платы.

(Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 N 257)

Вводятся ограничения на осуществление трудовой деятельности, связанной с управлением пассажирским транспортом

Предусматривается, что к трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо подвергающиеся уголовному преследованию за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений.

Лица, поступающие на работу, непосредственно связанную с управлением пассажирским транспортом, обязаны предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Работники, осуществляющие такую трудовую деятельность, обязаны представить работодателю указанную справку до 1 сентября 2023 года. В противном случае трудовой договор с работником подлежит прекращению.

Ограничения также распространяются на граждан государств - членов ЕАЭС.

Кроме того, установлены запреты для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение ряда преступлений либо подвергающихся уголовному преследованию за эти преступления:

- на государственную регистрацию в качестве ИП физического лица, которое намерено осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров и багажа;

- на допуск к управлению легковыми такси, автобусами, трамваями и троллейбусами.

Ранее зарегистрированные в качестве ИП физические лица в случае выявления у них неснятой или непогашенной судимости за ряд преступлений могут изменить вид деятельности либо прекратить деятельность в качестве ИП.

Перечень видов предпринимательской деятельности в сфере перевозки пассажиров, при осуществлении которых представляется справка о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования, установлен Постановлением Правительства РФ от 23.01.2023 N 69.

(Федеральные законы от 11.06.2022 N 155-ФЗ и N 156-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 23.01.2023 N 69 и от 18.02.2023 N 266)

Внесены изменения в Закон о внеуличном транспорте

Регламентирован порядок изъятия у органов государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом.

Урегулированы вопросы, связанные с осуществлением проверки подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм.

Так, установлено, что такая проверка осуществляется контролерами на станциях внеуличного транспорта, в том числе в пропускных пунктах.

Также закреплено, что тарифы на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм устанавливаются собственниками внеуличного транспорта.

(Федеральный закон от 21.11.2022 N 459-ФЗ)

Установлены технические требования к тахографам с функцией передачи данных

Соответствующие изменения внесены в Приказ Минтранса России от 28.10.2020 N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".

Тахографы нового типа должны будут оснащаться связным модулем, обеспечивающим передачу информации, регистрируемой тахографами в АИС "Тахографический контроль"; датчиками ускорения; разъемом для подключения антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS; слотом для SIM-карты.

Блок СКЗИ тахографа в составе бортового устройства с функцией передачи данных будет обеспечивать формирование электронных документов, включающих информацию о движении транспортного средства со скоростью, превышающей максимальную величину, установленную для данного транспортного средства, о несоблюдении времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства либо о несоблюдении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей в части норм времени управления транспортным средством и времени отдыха.

Расширяется перечень категорий и видов транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами.

(Приказ Минтранса России от 01.09.2022 N 343)

Актуализированы правила выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства

В новых правилах реализована выдача специального разрешения в электронном виде по принципу "одного окна".

Установлено, что специальное разрешение выдается уполномоченным органом заявителю исключительно в электронной форме.

В случае движения крупногабаритной сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор) своим ходом в период с марта по ноябрь (включительно) в пределах одного муниципального образования специальное разрешение будет выдаваться на движение такой техники по определенному маршруту на срок до 9 месяцев. В случае выдачи специального разрешения на движение транспортного средства по установленному постоянному маршруту оно будет выдаваться в упрощенном порядке в электронной форме на 1 поездку и на срок до 1 месяца.

(Приказ Минтранса России от 18.10.2022 N 418)

Договор фрахтования, путевой лист, заказ и заявка грузоотправителя могут формироваться в виде электронных документов

Урегулированы отдельные вопросы, связанные с использованием электронного путевого листа.

Так, в частности, предусмотрено, что путевой лист подлежит оформлению владельцем транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях. В случае, если транспортное средство предоставлено во временное владение и пользование за плату по договору аренды транспортного средства с экипажем, путевой лист оформляется арендодателем.

Путевой лист оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронного путевого листа.

Приводится перечень сведений, которые содержит путевой лист. Владелец транспортного средства вправе включать в путевой лист дополнительные сведения, учитывающие особенности осуществления им деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и багажа, грузов.

В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты.

(Федеральный закон от 06.03.2022 N 39-ФЗ; Приказ Минтранса России от 28.09.2022 N 390)

В случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования, при осуществлении такой перевозки водитель может иметь при себе копию договора фрахтования, в том числе копию договора фрахтования, заключенного в электронном виде, на бумажном носителе

(Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 N 2165)

Изменен порядок взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним

Закреплено, что уплата утилизационного сбора за самоходные машины и прицепы, ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ и в отношении которых требуется уплата утилизационного сбора, осуществляется однократно. Исключение составляют случаи изготовления (достройки) самоходных машин или прицепов на базе самоходных машин или прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, при изменении вида или категории самоходной машины или прицепа.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно, за исключением случаев исчисления утилизационного сбора таможенными органами.

В электронный паспорт будет вноситься информация об уплате утилизационного сбора.

Для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора в отношении ввозимых в РФ самоходных машин и прицепов либо наличия оснований для его неуплаты плательщики одновременно с расчетом суммы утилизационного сбора представляют в таможенные органы в электронной форме следующие документы:

- копии документов об оценке (подтверждении) соответствия (при наличии);

- копии транспортных (перевозочных) документов;

- документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора.

Возврат излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора будет осуществляться путем подачи в таможенный орган корректировки расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов.

Скорректирована форма расчета суммы утилизационного сбора.

(Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 N 1777; Информация ФТС России)

Актуализированы требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники

Предусмотрено введение запрета с 1 января 2025 года на эксплуатацию лесопожарной и лесозаготовительной техники при отсутствии или неисправности технических средств контроля, обеспечивающих возможность получения формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации, позволяющей установить траекторию движения указанной техники.

(Постановление Правительства РФ от 02.11.2022 N 1967)

Заявление об установлении, изменении или отмене международного маршрута регулярных перевозок и прилагаемые к нему документы могут быть представлены российским перевозчиком в уполномоченный орган в форме электронных документов (пакета электронных документов)

(Федеральный закон от 15.04.2022 N 92-ФЗ)

С 1 марта 2023 года организации, ИП, осуществляющие регулярные перевозки в городском, пригородном и междугородном сообщении, должны обеспечивать оповещение инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах посредством звукового и визуального информирования

Владельцы автовокзалов, автостанций должны обеспечить информирование инвалидов посредством передачи звуковой, визуальной информации или с использованием информационного терминала:

- о расположении на территории автовокзала, автостанции мест, оборудованных кнопкой оповещения (вызова) персонала или низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами или иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами;

- о расположении мест для выгула собак-проводников.

(Приказ Минтранса России от 20.09.2021 N 321)

Вводится ряд новых примерных программ переподготовки водителей транспортных средств

Речь идет о программах:

- переподготовки водителей транспортных средств с категорий "B", "C", "D" на категорию "Tm";

- переподготовки водителей транспортных средств с категории "B" на категорию "A";

- переподготовки водителей транспортных средств с категории "B" на подкатегорию "A1";

- переподготовки водителей транспортных средств подкатегории "B1" на категорию "B".

(Приказ Минпросвещения России от 26.09.2022 N 861; Письмо Минпросвещения России от 06.12.2022 N 05-2267)

Уточняются основания для аннулирования профессиональной аттестации эксперта-техника, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств

Такими основаниями, в частности, будут являться:

- превышение предела статистической достоверности результатов расчетов размера расходов на восстановительный ремонт в отношении транспортного средства;

- несоответствие сведений, указанных в акте осмотра транспортного средства, или информации, указанной в экспертном заключении, сведениям, содержащимся в документах о ДТП или фотоматериалах;

- увольнение государственного судебного эксперта из государственного судебно-экспертного учреждения.

(Приказ Минтранса России от 03.11.2022 N 443)

Предусматривается создание системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов

Система контроля представляет собой ФГИС, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление, размещение в интернете и использование информации об автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, о частных автомобильных дорогах общего пользования, дорожной деятельности, данных об объеме и использовании средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов РФ и муниципальных дорожных фондов, а также результатов оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования.

Установлены виды информации, размещаемой в системе контроля.

Информация, содержащаяся в системе контроля, является общедоступной.

Информация, содержащаяся в едином государственном реестре автомобильных дорог, должна быть размещена оператором системы контроля в указанной системе до 1 сентября 2023 года.

Соблюдение обязательных требований к эксплуатации системы контроля, к порядку, срокам и способам представления информации для ее размещения оператором указанной системы в указанной системе, к порядку, срокам и способам размещения владельцами автомобильных дорог общего пользования информации в указанной системе будет являться предметом федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

(Федеральный закон от 06.03.2022 N 39-ФЗ; Приказ Росавтодора от 22.12.2022 N 179)

Определен перечень видов грузов повышенной опасности для целей их перевозки внутренним водным, ж/д и автомобильным транспортом

(Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 341)

Вводятся требования к критически важным объектам в сфере дорожного хозяйства

Речь идет об объектах, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Минтранс России осуществляет координацию и регулирование деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС.

Среди прочего определена периодичность оценки готовности эксплуатирующих организаций к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников эксплуатирующих организаций.

План по оценке готовности и изменения в него утверждаются актом эксплуатирующей организации.

Актуализация плана по оценке готовности осуществляется один раз в 5 лет.

Результаты оценки готовности оформляются актом, форма которого утверждается актом эксплуатирующей организации.

Акт хранится в эксплуатирующей организации.

(Приказ Минтранса России от 23.09.2022 N 381)

Актуализирован порядок проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу

Речь идет о сведениях, указанных в части 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности".

(Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 N 2049)

Вводятся требования к критически важным объектам инфраструктуры воздушного транспорта

Речь идет об объектах, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Минтранс России осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от ЧС.

Среди прочего определена периодичность проведения оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС, организаций, эксплуатирующих объекты, к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих объекты.

Результаты оценки готовности оформляются актом, форма которого утверждается актом организации, эксплуатирующей объект.

Акт оценки готовности хранится в организации, эксплуатирующей объект.

(Приказ Минтранса России от 15.07.2022 N 263)

Юридические лица, ИП, осуществляющие заправку гражданских воздушных судов авиационными ГСМ или обработку специальными жидкостями, смогут осуществлять свою деятельность при наличии выданного документа, подтверждающего соответствие их требованиям федеральных авиационных правил

Заявление о государственной регистрации прав на воздушные суда и прилагаемые к нему документы можно будет представить в форме электронных документов или электронных образов документов.

(Федеральный закон от 14.03.2022 N 56-ФЗ)

Актуализирован перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации

В новый перечень включены специалисты, входящие в состав экипажа беспилотных гражданских воздушных судов, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее.

Корреспондирующие изменения внесены в некоторые нормативные правовые акты Минтранса России.

В частности, закреплена обязанность работодателя контролировать уровень квалификации и проводить подготовку внешних пилотов, выполняющих полеты на беспилотных воздушных судах с максимальной взлетной массой 30 килограмм и менее.

(Приказы Минтранса России от 19.10.2022 N 419 и N 420)

Обновлены требования к операторам аэродромов гражданской авиации

Новые Федеральные авиационные правила "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия и аннулирования документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил" приведены в соответствие с действующим законодательством.

(Приказ Минтранса России от 02.11.2022 N 441)

Актуализированы правила обращения с информацией ограниченного доступа в отношении охраны судов и портовых средств

Речь идет о сведениях о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ, а также о сведениях, содержащихся в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

(Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 N 2051)

Собственник судна вместимостью 300 и более для покрытия своей ответственности за удаление затонувшего судна должен будет осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение такой ответственности

Свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности, выдается в отношении каждого судна капитаном морского порта, осуществляющим государственную регистрацию судов, если требования, предусмотренные Найробийской международной конвенцией об удалении затонувших судов 2007 года, выполнены.

Организация и осуществление проверки указанного свидетельства осуществляются в рамках государственного портового контроля.

(Федеральный закон от 30.12.2021 N 470-ФЗ)

Установлен перечень отдельных видов деятельности, которые осуществляются с использованием судов, построенных на территории РФ и соответствующих требованиям к российской промышленной продукции

К таким видам деятельности отнесены:

- ледокольная проводка;

- подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и в территориальном море;

- лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и в территориальном море, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути;

- хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа, газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

(Постановление Правительства РФ от 02.11.2022 N 1964)

Изменены порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов и порядок лицензирования деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом

Предусматривается возможность подачи заявления о предоставлении лицензии через единый портал госуслуг.

Срок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении должен составлять не более 5 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии.

Срок внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий должен составлять не более 5 рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий (в случае внесения изменений в реестр лицензий вследствие реорганизации в форме присоединения или изменения наименования юридического лица или места его нахождения - не более 3 рабочих дней).

(Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 N 1755)

Установлен Порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи

Идентификационный номер присваивается на основании обращения заинтересованного лица в уполномоченную организацию.

Обращение может быть подано:

- в электронной форме через единый портал госуслуг;

- в электронной форме с помощью официального сайта уполномоченной организации;

- на бумажном носителе.

(Приказ Минцифры России от 05.10.2022 N 756)