ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Урегулированы вопросы обращения с вторичными ресурсами

Вводятся понятия "вторичные ресурсы" и "вторичное сырье". Устанавливаются требования к обращению с вторичными ресурсами.

Юридические лица, ИП, в результате деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передачу другим лицам в целях утилизации.

ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет обработанных отходов.

Также вводится понятие "побочные продукты производства". К ним могут быть отнесены вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества или предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ.

Юридические лица, ИП, в результате деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества или предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ или предметов в ФККО.

Юридические лица, ИП, в результате деятельности которых образуются побочные продукты производства, осуществляют их отдельный учет обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

Юридические лица, ИП, в результате деятельности которых образовались побочные продукты производства, информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

В ряде случаев побочные продукты производства признаются отходами.

Информация об использовании вторичного сырья в процессе промышленной деятельности должна содержаться в ГИС промышленности.

В связи с внесенными изменениями обновлена форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Положения, касающиеся отражения в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля информации о побочных продуктах производства, а также положения о случаях признания побочных продуктов производства отходами не применяются к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 1 марта 2023 года.

(Федеральный закон от 14.07.2022 N 268-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 N 1756; Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2022 N 4249-р; Приказ Минприроды России от 21.09.2022 N 624; Письма Минприроды России от 06.12.2022 N 25-50/17502-ОГ, от 03.02.2023 N 19-44/4100, от 16.03.2023 N 25-47/9247, от 31.03.2023 N 25-47/11570 и от 13.07.2023 N 25-47/25610)

Вводится административная ответственность за несоблюдение требования о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувшего судна

Так, эксплуатация морского судна валовой вместимостью 300 и более в случае отсутствия свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувшего судна в соответствии с международным договором РФ об удалении затонувших судов повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

(Федеральный закон от 19.12.2022 N 534-ФЗ)

Рассматривать заявки на получение комплексных экологических разрешений будут по новым правилам

Отменяется обязанность согласовывать заявку с Роспотребнадзором, Росводресурсами и Минприроды России.

Разрешение будет выдаваться в срок, не превышающий 63 рабочих дня (ранее - 4 месяца).

Обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение разрешения, а также заявок на продление, переоформление, пересмотр разрешений и внесения в них изменений будет осуществляться с использованием ГИС промышленности.

Ранее выданные комплексные экологические разрешения действуют до окончания срока их действия и не требуют подтверждения путем внесения Росприроднадзором (его территориальными органами) сведений о таких разрешениях в электронном виде в реестр выданных комплексных экологических разрешений в ГИС промышленности.

(Постановление Правительства РФ от 04.08.2022 N 1386)

Сокращены отдельные сроки в рамках проведения государственной экологической экспертизы

Так, до 5 рабочих дней сокращен срок, в течение которого экспертное подразделение направляет заказчику уведомление о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы или о некомплектности представленных материалов.

Срок проведения государственной экологической экспертизы, если иное не предусмотрено Законом об экологической экспертизе, теперь не должен превышать 42 рабочих дня либо 2 месяца, за исключением срока проведения государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей осуществление аквакультуры, отнесенной к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня, который не должен превышать 20 рабочих дней. Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен на 21 рабочий день, но не более одного месяца по заявлению заказчика.

Уточняются положения, касающиеся срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

(Постановление Правительства РФ от 05.09.2022 N 1562)

Актуализирована методика количественного определения объема выбросов парниковых газов

Конкретизирован перечень исходных данных для количественного определения выбросов парниковых газов.

Также приводится методика количественного определения объема поглощений парниковых газов. В частности, установлено, что объем поглощения парниковых газов рассматривается как баланс между объемом выбросов парниковых газов из источников и объемом их поглощения, происходящими в окружающей среде в результате природных и антропогенных процессов.

(Приказ Минприроды России от 27.05.2022 N 371)

Определены Правила исчисления и взимания платы за превышение квоты выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области

Правила устанавливают порядок исчисления и взимания платы за превышение квоты выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области, а также осуществления контроля за исчислением платы.

Одновременно ставка платы за превышение квоты выбросов парниковых газов для юридических лиц или ИП, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются выбросы парниковых газов на территории Сахалинской области, и включенных высшим исполнительным органом Сахалинской области в перечень региональных регулируемых организаций, в эквиваленте 1 тонны диоксида углерода установлена в размере 1 тыс. рублей.

(Постановления Правительства РФ от 05.08.2022 N 1390 и от 18.08.2022 N 1441)

Определен порядок представления обязательной углеродной отчетности региональных регулируемых организаций

Отчет представляется ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, по установленной форме.

Оператор реестра в течение 20 дней со дня регистрации отчета в реестре рассматривает сведения, содержащиеся в отчете, на предмет их соответствия форме отчета и полноты ее заполнения, а также соответствие квоты выбросов парниковых газов установленной квоте.

В случае отказа в принятии отчета региональная регулируемая организация размещает в реестре доработанный отчет в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления от оператора реестра.

(Постановление Правительства РФ от 29.10.2022 N 1924)

Вводится механизм обращения с единицами выполнения квоты в реестре углеродных единиц в рамках эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области

Установлены порядок оборота единиц выполнения квоты между участниками обращения единиц выполнения квоты, требования к информации о владельце счета в реестре углеродных единиц, который является регулируемой организацией.

Уточняются положения о присвоении номеров углеродным единицам.

Корреспондирующие изменения внесены в форму типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц.

(Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 N 2180)