Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

20.6. Содержание обучения в 1 классе

20.6. Содержание обучения в 1 классе.

20.6.1. Начальным этапом изучения русского языка и учебного предмета "Литературное чтение" в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте": обучение письму идет параллельно с обучением чтению. На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 9 часов в неделю: 5 часов русского языка (обучение письму) и 4 часа учебного предмета "Литературное чтение" (обучение чтению). Продолжительность "Обучения грамоте" зависит от уровня подготовки класса и может составлять от 20 до 23 недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 13 до 10 недель.

20.6.1.1. Развитие речи.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге.

Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

20.6.1.2. Слово и предложение.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения,

20.6.1.3. Фонетика.

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.

20.6.1.4. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твердости - мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.

20.6.1.5. Чтение.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.

Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

20.6.1.6. Письмо.

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.

Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста.

20.6.1.7. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос по слогам слов без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

20.6.2. Систематический курс.

20.6.2.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

20.6.2.2. Фонетика.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч'], [щ'].

Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

20.6.2.3. Графика.

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

20.6.2.4. Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

20.6.2.5. Лексика.

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).

Выявление слов, значение которых требует уточнения.

20.6.2.6. Синтаксис.

Предложение как единица языка (ознакомление).

Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.

Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.

20.6.2.7. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение:

раздельное написание слов в предложении;

прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;

перенос слов (без учета морфемного членения слова);

гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;

сочетания чк, чн;

слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Алгоритм списывания текста.

20.6.2.8. Развитие речи.

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).

Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Составление небольших рассказов на основе наблюдений.

20.6.3. Изучение русского языка в 1 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

20.6.3.1. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности гласных и согласных звуков; твердых и мягких согласных звуков;

сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадения и расхождения в звуковом и буквенном составе слов;

устанавливать основания для сравнения звукового состава слов: выделять признаки сходства и различия;

характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твердых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.

20.6.3.2. Базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;

формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;

использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов.

20.6.3.3. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике;

анализировать графическую информацию - модели звукового состава слова;

самостоятельно создавать модели звукового состава слова.

20.6.3.4. Общение как часть коммуникативных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета;

соблюдать правила ведения диалога;

воспринимать разные точки зрения;

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова.

20.6.3.5. Самоорганизация как часть регулятивных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

определять последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;

определять последовательность учебных операций при списывании;

удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат.

20.6.3.6. Самоконтроль как часть регулятивных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

находить ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов, предложений, с опорой на указание педагога о наличии ошибки;

оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений.

20.6.3.7. Совместная деятельность способствует формированию умений:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по ее достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;

ответственно выполнять свою часть работы.