Для развития российского финансового рынка и обеспечения его устойчивости, в том числе его участия в структурной трансформации российской экономики, внедрения инноваций, расширения набора инструментов, продуктов и сервисов, повышения их доступности, защиты прав потребителей и формирования среды доверия, используется широкий набор механизмов, которые применяются в зависимости от специфики решаемых задач.
Основные механизмы воздействия на финансовый рынок, создания условий и стимулов для его развития:
- нормативно-правовое регулирование и надзор;
- мягкое регулирование - кодексы, стандарты СРО, рекомендательные письма;
- создание и развитие элементов цифровой инфраструктуры финансового рынка, обеспечение равного доступа к ней;
- создание и поддержка государством механизмов коллективного страхования (гарантирования) накоплений граждан как в банковском секторе, так и на рынке страхования и в негосударственных пенсионных фондах (НПФ);
- налоговое стимулирование и субсидирование;
- повышение финансовой грамотности и просветительская деятельность;
- подготовка кадров для финансовой отрасли;
- информационная политика и взаимодействие с участниками рынка;
- ограничения на движение капитала.
Банк России и Правительство Российской Федерации, как правило, используют комбинацию механизмов, что позволяет повысить эффективность принимаемых мер. Указанные механизмы в целом остаются неизменными, могут уточняться их специфика и подходы к их применению.
Механизмы развития финансового рынка применяются на основе комплексного анализа ожидаемых результатов, учитывающего как выгоды, так и возможные издержки, а также опыт других стран. Банк России взаимодействует с дружественными странами для выработки и применения общих взаимовыгодных механизмов для сотрудничества в сфере финансового рынка и экономических отношений в целом.
Банк России вносит вклад в развитие финансового рынка, способствуя формированию предсказуемых макроэкономических условий через обеспечение ценовой и финансовой стабильности. Денежно-кредитная политика, проводимая в рамках режима таргетирования инфляции, и макропруденциальная политика, нацеленная на поддержание финансовой стабильности, влияют на развитие финансового рынка. В то же время инструменты денежно-кредитной и макропруденциальной политики не предназначены и не используются за пределами этих политик специально для стимулирования развития финансового рынка. Такое использование имело бы значимые негативные эффекты для достижения целей в области ценовой и финансовой стабильности и, как следствие, для устойчивого развития финансового рынка в целом.
Ограничения на движение капитала стали одним из механизмов поддержания финансовой стабильности. По мере нормализации ситуации на финансовом рынке и снижения рисков для финансовой стабильности часть ограничений была снята. По мере снижения рисков введенные ограничения смягчались. Сохраняющиеся ограничения на движение капитала компенсируют эффект введенных внешних санкций, направленных на стимулирование вывода капитала зарубежных инвесторов из России и запрет на потенциальный приток капитала в будущем.
Банк России и Правительство Российской Федерации во взаимодействии с органами законодательной власти ведут тесную работу по формированию правовой среды для развития финансового рынка, в том числе по созданию правовых основ для новых форм и видов деятельности, форматов взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых услуг, каналов обслуживания в условиях внедрения передовых технологий. Особое значение имеют инвентаризация и упорядочение накопившихся норм регулирования с устранением избыточных, устаревших и дублирующих друг друга правил.
Налоговые стимулы и субсидии являются одним из важных инструментов Правительства Российской Федерации для поддержки и ускорения развития тех или иных видов деятельности, инструментов, механизмов на финансовом рынке, особенно на начальных этапах их становления, когда развитие на рыночных условиях может быть затруднено. Такую роль также выполняют специальные институты развития, работающие именно в тех нишах, где рыночные механизмы не справляются. При этом важен системный подход к использованию таких стимулов, предполагающий их периодическую актуализацию: оценку действия, выделение приоритетных направлений поддержки и перераспределение в их пользу ресурсов за счет отмены ранее действовавших мер, цель которых уже достигнута. Значимость этих механизмов особенно возрастает в контексте усиления роли финансового рынка в финансировании трансформационных проектов, необходимых для структурной перестройки экономики.
В части создания цифровой инфраструктуры финансового рынка Банк России и Правительство Российской Федерации реализуют прежде всего те проекты, которые не могут быть исполнены рынком самостоятельно, но при этом являются основой для дальнейшего развития технологических и инфраструктурных решений со стороны участников рынка, а также для повышения конкуренции и развития инноваций на финансовом рынке. Банк России и Правительство Российской Федерации также создают стимулы и условия для вовлеченности частного сектора в создание и развитие объектов инфраструктуры.
Банк России в целях обеспечения независимости финансовой инфраструктуры России, системной устойчивости и конкурентоспособности национального финансового рынка сохраняет участие в ряде инфраструктурных организаций финансового рынка, в том числе в капитале ПАО Московская Биржа, акционерных обществах "Национальная система платежных карт" (НСПК) и "Российская национальная перестраховочная компания", а также в Российском объединении инкассации (РОСИНКАС).
При этом участие в капиталах банков, проходящих финансовое оздоровление, используется как мера восстановления устойчивости этих банков и обеспечения системной стабильности. После создания эффективной бизнес-модели в данных кредитных организациях Банк России выходит из их капиталов (например, в ситуации с АО "Азиатско-Тихоокеанский Банк" и ПАО Банк "ФК Открытие").
Все большую актуальность на финансовом рынке приобретает вопрос уровня квалификации кадров и их доступности. Вызовы, которые могут возникнуть в этой области, особенно в сфере высокотехнологичных отраслей и ИТ, необходимо учитывать, в том числе при рассмотрении вопросов стратегического развития и функционирования финансового рынка в новых реалиях.
Большое значение для динамичного развития финансового рынка, включая процессы цифровизации и ESG-трансформации, имеет доступ финансовых посредников, а также иных участников финансового рынка к рынку труда, предлагающему специалистов требуемой квалификации. Дефицит такого предложения не только тормозит развитие, но и порождает отток кадров в сторону крупных компаний, предлагающих конкурентоспособные условия оплаты труда, что ограничивает кадровое обеспечение финансовых организаций, лишая их ключевого персонала. Одновременно с этим скорость разработки и актуализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует объемам потребностей рынка труда, что приводит к увеличению затрат на обучение и развитие специалистов.
Банк России уделяет большое внимание повышению уровня квалификации кадров финансового рынка путем разработки и реализации механизмов взаимодействия между участниками финансового рынка, государством и системой образования, запускает и реализует учебно-просветительские программы для специалистов финансового рынка, представителей органов законодательной и исполнительной власти, а также иных лиц, заинтересованных в повышении квалификации по вопросам, относящимся к компетенции Банка России.
Информационная политика и взаимодействие с участниками рынка играют важнейшую роль в создании четкого понимания ими целей, планов и шагов Банка России и Правительства Российской Федерации, а также оценки тенденций и результатов развития финансового рынка. Это создает ориентиры для финансовых организаций при выстраивании их деятельности. Регулярная коммуникация как с потребителями, так и с поставщиками финансовых услуг повышает прозрачность проводимой политики, что способствует росту доверия к ней и усиливает действенность принимаемых мер. Важным элементом коммуникации также является взаимный информационный обмен с участниками рынка, что позволяет Банку России и Правительству Российской Федерации получить обратную связь, выявить потребности, а также дополнительно оценить процессы, происходящие на финансовом рынке, чтобы учитывать их при выработке мер по его развитию.
Роль информационной политики существенно возрастает в период значительных колебаний в экономике и роста неопределенности. Постоянная коммуникация с участниками рынка, обществом, разъяснение сути происходящих экономических изменений и принимаемых мер Банка России и Правительства Российской Федерации способствуют снижению неопределенности, вносят вклад в стабилизацию ситуации, влияя на поведение и ожидания граждан, бизнеса и профессиональных участников рынка. Банк России применял широкий набор каналов коммуникации в острую фазу кризиса в 2022 году, сопровождая все предпринимаемые шаги оперативными разъяснениями и комментариями, поддерживая при этом оперативную связь и взаимодействие с участниками рынка.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей