Утвержден

Решением Совета

Евразийской экономической комиссии

от 14 июля 2021 г. N 63

ПАСПОРТ

ПРОЕКТА "ЦИФРОВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА"

Список изменяющих документов

(в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии

от 17.03.2022 N 27, от 25.11.2022 N 178)

Раздел

Содержание

1. Наименование проекта

цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза (далее - проект)

2. Цели и ключевые результаты проекта

основной целью проекта является цифровизация процессов формирования обязательных требований к продукции, разработки технических регламентов и перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Союз), осуществления оценки соответствия, выработки предложений в программы по разработке (внесению изменений, пересмотру) таких стандартов, а также формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза.

В рамках проекта будет обеспечена возможность отображения необходимых пользователям данных и информации применительно к точно идентифицированным объектам технического регулирования.

В результате реализации проекта будет обеспечено предоставление всем участникам рынка необходимых данных и доступа к цифровым сервисам для обеспечения цифровизации процессов проектирования, производства и вывода продукции на рынок.

Эффектами реализации проекта являются:

ускорение создания и вывода на рынок новой продукции, отвечающей актуальным обязательным требованиям, в том числе путем передачи данных, содержащих обязательные требования, с учетом наилучших международных стандартов в цифровую среду проектирования продукции и создания цифровых моделей (цифровых двойников) новой продукции;

сокращение затрат на проведение процедур оценки соответствия, в том числе временных и финансовых затрат, необходимых для оценки соответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами Союза;

сокращение времени разработки технических регламентов Союза, перечней стандартов, программ по разработке межгосударственных стандартов, обеспечение соответствия стандартов современному уровню науки и техники;

стимулирование процессов цифровизации в области технического регулирования государств - членов Союза (далее - государства-члены).

Сервисы проекта будут предоставляться на безвозмездной основе в соответствии с правом Союза, законодательством государств-членов и регламентом проекта

3. Целевые индикаторы и показатели результативности проекта

по итогам двух календарных лет промышленной эксплуатации проекта должны быть достигнуты следующие показатели:

доля технических регламентов Союза, переведенных в машиночитаемый формат, - не менее 90 процентов;

доля товаров, включенных в единый перечень продукции, формируемый в рамках системы, включающей в себя наднациональный компонент и базовые сервисы (далее - система), с группировкой до 6-го знака кодов ТН ВЭД ЕАЭС - 100 процентов;

доля товаров, включенных в единый перечень продукции, формируемый в рамках системы, с группировкой до 10-го знака кодов ТН ВЭД ЕАЭС - не менее 90 процентов;

доля разработки новых технических регламентов, изменений, отмены технических регламентов, приведенных в машиночитаемый вид, а также формирования перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, в рамках системы - 100 процентов;

количество пользователей, обратившихся к публичному порталу проекта, - не менее 100 тысяч;

количество сервисов национальных операторов и (или) сервисов сторонних операторов, подключенных к проекту, на конец периода - не менее 5;

количество пользователей, использующих API проекта для получения данных о техническом регулировании в рамках Союза, на конец периода - не менее 20

4. Рамки проекта

проект предназначен для обеспечения доступа заинтересованных лиц к разрабатываемым в рамках проекта базовым сервисам в области технического регулирования Союза, внешним сервисам органов и организаций государств-членов, уполномоченных в сфере технического регулирования, а также хозяйствующих субъектов государств-членов и иным сервисам.

С этой целью предусмотрено создание системы, включающей в себя следующие базовые сервисы:

сервис формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза;

сервис разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Союза;

сервис формирования полного набора данных об обязательных требованиях к продукции, формах оценки соответствия.

В рамках проекта не предусмотрена разработка национальных сервисов и регламентация деятельности национальных операторов в области технического регулирования

5. Допущения, ограничения, риски

в случае отказа или задержки реализации проекта:

изготовители и экспортеры государств-членов не смогут получить преимущества от ускорения процедур вывода продукции на рынок за счет их перевода в машиночитаемый формат;

участники рынка будут продолжать нести высокие расходы при получении достоверной и полной информации об обязательных требованиях к продукции на бумажном носителе с привлечением экспертных и посреднических организаций;

изготовители продукции столкнутся с риском неучета всех обязательных требований для вывода продукции на внутренний рынок, что повлечет за собой снижение ее конкурентоспособности;

сохранится недостаточная конкурентоспособность органов по сертификации, испытательных лабораторий, органов по стандартизации Союза и других органов по сравнению с аналогичными органами третьих стран

6. Сроки реализации проекта

предусматриваются следующие этапы реализации проекта:

2022 - 2023 годы - развертывание работ по верхнеуровневому плану мероприятий ("дорожной карте") по реализации проекта;

2023 - 2024 годы - разработка системы;

2025 год - контентное наполнение, ввод наднационального компонента и сервисов в промышленную эксплуатацию

(в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 27, от 25.11.2022 N 178)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Распределение ролей и ответственности участников проекта

Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия):

координирует реализацию проекта;

утверждает положение о рабочей группе по координации проекта (далее - координационная группа) и ее состав;

утверждает техническое задание проекта;

согласовывает перечень сервисов, реализуемых в рамках проекта;

вырабатывает политику по сопряжению проекта с другими проектами, реализуемыми в рамках Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12, и интегрированной информационной системой Союза;

осуществляет мониторинг и прием результатов проекта.

Координационная группа:

рассматривает и определяет методологию управления проектом;

осуществляет координацию проектной деятельности;

утверждает распределение объема работ между членами консорциума;

осуществляет мониторинг реализации проекта;

подготавливает отчеты о ходе реализации проекта;

подготавливает при необходимости предложения о внесении изменений в документы проекта;

рассматривает проблемные вопросы и разногласия между участниками проекта;

организует приемо-сдаточные испытания проекта;

осуществляет иные функции, связанные с координацией проектной деятельности, по поручению Совета Комиссии;

утверждает документацию, политики использования и условия предоставления внешних сервисов.

Консорциум:

разрабатывает методологию формирования и архитектуру проекта, а также решает задачи в рамках верхнеуровневого плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации проекта;

формирует функциональные требования к пользовательским и программным интерфейсам и прочим элементам проекта;

создает наднациональный компонент и базовые сервисы;

разрабатывает правила и требования для подключения внешних сервисов;

разрабатывает типовые агентские соглашения;

взаимодействует с участниками рынка.

Координатор консорциума:

организует работу консорциума на основе соглашения о консорциуме, а также договоров с Комиссией и участниками консорциума;

организует сбор и предоставление консолидированных сведений по реализации проекта в соответствии с планом его реализации.

Уполномоченный орган государства-члена, ответственный за реализацию проекта:

осуществляет государственную политику на территории государства-члена и единую политику Союза в сфере технического регулирования и аккредитации;

осуществляет обмен информацией в рамках проекта;

принимает решения по совершенствованию нормативного правового регулирования на национальном уровне для обеспечения цифровой трансформации в области технического регулирования и стандартизации;

направляет представителя для участия в координационной группе для согласования основополагающих принципов проекта, утверждения методических документов и оценки хода реализации проекта;

принимает решения по совершенствованию нормативного правового регулирования на национальном уровне для обеспечения цифровой трансформации в области технического регулирования и стандартизации

8. Отчеты по проекту

основная деятельность по проведению мониторинга реализации проекта осуществляется координационной группой. В ходе мониторинга формируются следующие отчеты:

ежеквартальная отчетность, предоставляемая Комиссии;

итоговый отчет по реализации проекта;

отчеты о ходе реализации проекта (по запросу координационной группы)

9. Право собственности

право собственности на систему принадлежит Комиссии. Комиссия на правах правообладателя передает интеллектуальные права (в том числе на создаваемые технологии и методологии) при реализации проекта для дальнейшего использования в составе национальных информационных систем государств-членов (национальных компонентов). Передача Комиссией интеллектуальных прав на создаваемые технологии и методологии при реализации проекта осуществляется всем государствам-членам на безвозмездной основе в соответствии с заключаемым лицензионным договором о предоставлении лицензии (с исходными кодами) и оформляется актом приема-передачи

10. Источники и объемы финансирования

финансирование проекта осуществляется за счет средств Комиссии, предусмотренных на создание, обеспечение функционирования и развитие интегрированной информационной системы Союза, в рамках расходов на реализацию цифровой повестки Союза в размере до 440,53 млн российских рублей, в том числе:

абзац исключен. - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 27;

абзац исключен. - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 25.11.2022 N 178;

в 2023 году - до 165,41 млн российских рублей;

в 2024 году - до 227,07 млн российских рублей;

в 2025 году - до 48,05 млн российских рублей.

В финансовую модель заложена реализация ключевых мероприятий верхнеуровневого плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации проекта, в том числе:

разработка методологии цифровой трансформации в части обязательных требований к продукции, выбора классификатора (классификаторов) продукции, определения общих процессов по формированию и ведению единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза, разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Союза, приведения текстов технических регламентов в машиночитаемый формат (при необходимости) (до 121,51 млн российских рублей);

разработка методологической документации, положений и соглашений по проекту, в том числе по наднациональному компоненту и разрабатываемым сервисам (до 10,61 млн российских рублей);

разработка программного обеспечения наднационального компонента, сервисов и интерфейсов программных приложений (до 261,37 млн российских рублей);

сбор и наполнение контентом сервиса формирования полного набора данных об обязательных требованиях к продукции, формах оценки соответствия (до 47,04 млн российских рублей).

(в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 27, от 25.11.2022 N 178)

(см. текст в предыдущей редакции)