3.7. Требования охраны труда при эксплуатации паровоза

Дополнительно к требованиям, изложенным в подразделе 3.3:

3.7.1. Машинисты паровозов, обращающихся на электрифицированных железнодорожных путях, в процессе работы обязаны следить за исправным состоянием и надежным креплением искроуловительной сетки и крыши будки машиниста.

3.7.2. Во время движения паровоза запрещается находиться на тендере при приближении к мостам, воздушным линиям электропередачи и при следовании по электрифицированному участку железной дороги.

3.7.3. Запрещается производить продувку котла паровоза на станциях и перегонах в местах нахождения людей и во время следования паровоза по стрелочным переводам, а также допускать резкое открывание паровых вентилей.

3.7.4. Запрещается обогреваться у открытого шуровочного отверстия топки паровоза или шахты вентилятора на паровозах с конденсацией пара.

3.7.5. При выходе из строя в пути следования приборов паровоза, находящихся под давлением пара, разрушении водомерного стекла, изломе кранов и разрыве трубок следует немедленно отключить неисправный прибор от источника питания.

3.7.6. При выплавлении контрольной пробки котла паровоза следует немедленно включить в работу оба инжектора, закрыть регулятор и сифон, забросать мокрым углем топку, потушить огонь (перекрыть вентили форсунок при мазутном (нефтяном) и углемазутном отоплениях котла) и снизить давление пара в котле до нуля.

3.7.7. Осмотр, обмывка, смазывание движущихся частей, механизмов паровоза, откручивание и закручивание пробок масленок или устранение каких-либо повреждений, а также осмотр и смазывание сцепления между паровозом и тендером следует производить только на стоянках. Выполнение этих операций во время движения паровоза запрещается.

3.7.8. При эксплуатации паровозов на мазутном (нефтяном) топливе необходимо выполнять следующие требования:

следить за исправностью запорных устройств нефтяного бака и форсунок. Запорные устройства не должны давать пропуска топлива при потушенной форсунке;

содержать в чистоте будку паровоза, не допуская загрязнения ее нефтепродуктами;

соблюдать осторожность при снятии зажимных запоров и открытии дверец шуровочного отверстия топки паровоза;

слегка приоткрывать сифон или пускать в ход турбину дымососа (на паровозе серии СОк) перед открытием дверцы шуровочного отверстия на горячем паровозе;

предварительно убедиться в отсутствии работников у топочного отверстия и поддувала топки паровоза перед зажиганием форсунки;

находиться сбоку от топочного отверстия и поддувала в случае выброса из них пламени при зажигании форсунки;

производить осмотр горячей дымовой коробки только при потушенной форсунке с применением для ее освещения электрических ламп напряжением 12 В;

производить замер уровня нефтетоплива в топливном баке тендера при эксплуатации паровоза на электрифицированном участке железной дороги только на железнодорожных путях, специально выделенных для этой цели;

использовать для освещения переносные электролампы во взрывобезопасном исполнении при проверке уровня нефтетоплива в топливном баке;

производить засыпку песком пролитое на стоянке нефтетопливо, после чего собирать загрязненный песок в предназначенную для этих целей емкость для последующей утилизации.

Люк топливного бака должен постоянно находиться в закрытом состоянии, за исключением времени наполнения бака нефтетопливом, подготовки к очистке и чистки бака.

В случае воспламенения нефтетоплива под тендером необходимо немедленно сбить пламя песком, а паровоз по возможности передвинуть на другое место.

Запрещается:

производить замер нефтетоплива под контактным проводом;

превышать установленную лабораторией депо предельную температуру подогрева нефтетоплива. Температура должна контролироваться по показаниям дистанционного аэротермометра.

3.7.9. При эксплуатации паровозов на угольном и углемазутном топливе необходимо выполнять следующие требования:

проявлять осторожность при выходе на тендер паровоза с углеподатчиком, исключая попадание ноги в корыто углеподатчика;

закрывать крышкой корыто углеподатчика перед набором угля и после освобождения тендера от угля;

прикрывать сифон на время забрасывания топлива в топку на стоянке, а также при следовании паровоза с закрытым регулятором;

предварительно убедиться перед чисткой зольника и дымовой коробки паровоза, что шлак, зола и изгарь залиты водой;

использовать защитные очки и рукавицы при чистке топки, зольника и дымовой коробки и продувке труб;

предварительно убедиться в отсутствии на междупутье людей перед чисткой топки на станционных путях с выемкой шлака через шуровочное отверстие и выбрасыванием его на междупутье;

обращать внимание на надежность посадки рукоятки на концы рычагов от приводов колосниковых плит, не допуская их соскакивания при прокачивании колосников;

предварительно убедиться в исправности продувочного прибора перед его использованием.

3.7.10. При эксплуатации паровозов на угольном и углемазутном топливе запрещается:

производить работы по осмотру, ремонту, чистке зольника (топки) и дымовой коробки паровоза, стоящего на станционных путях, во время проследования поезда или производства маневровой работы на смежных железнодорожных путях;

производить чистку зольника (топки) паровоза, если на железнодорожных путях на расстоянии менее 50 метров находятся вагоны с легковоспламеняющимися жидкостями, горючими жидкостями, другими горючими и опасными грузами;

производить чистку зольника (топки) с выбрасыванием шлака при движении паровоза;

открывать двери шуровочного отверстия при продувке труб из дымовой коробки;

ставить на ремонтную позицию в депо паровозы с действующими топками, растапливать их, а также чистить топки и зольники в неустановленных местах.