3. Снижение темпов роста и дисбаланс мировой экономики

Темпы прироста мощностей не соответствуют динамике потребления стали. Так, в 2020 году из-за пандемии коронавирусной инфекции общемировое потребление снизилось на 0,2 процента, при этом нивелирующее влияние на общемировые показатели оказал Китай, где рост потребления составил 9,1 процента.

В большинстве регионов мира наблюдалось падение потребления стали (в целом по миру, за исключением Китая, - 10 процентов, в Северной Америке - 15,7 процента, в Центральной и Южной Америке - 7,9 процента, в Африке - 9,4 процента, на Ближнем Востоке - 8,6 процента, в Европейском союзе - 11,1 процента, в Содружестве Независимых Государств - 0,1 процента).

По данным Мировой ассоциации стали по итогам 2021 года объем потребления готовой стальной продукции в мире составил 1834 млн. тонн, при этом рост к 2019 году составил 2,7 процента. В 2021 году на долю стран Азиатского региона приходилось около 70 процентов всего потребления стали (в том числе на долю Китая - 51,9 процента, или 952 млн. тонн), стран Северной и Южной Америки - более 10 процентов, европейских стран (в том числе 27 стран Европейского союза) - 9,3 процента, стран Ближнего Востока и Африки около 5 процентов мирового потребления, а также на долю государств - участников Содружества Независимых Государств - около 4 процентов.

По прогнозу Мировой ассоциации стали, спрос на сталь вырастет на 0,4 процента в 2022 году и достигнет 1840,2 млн. тонн. В 2023 году спрос на сталь вырастет на 2,2 процента и достигнет 1881,4 млн. тонн. Общемировой рост потребления стали ожидается благодаря поддержке металлопотребляющих отраслей и инвестициям в инфраструктуру, осуществленным во многих странах мира.

По данным Мировой ассоциации стали, ежегодное потребление стали в секторах экономики, связанных с использованием металлопродукции, распределяется следующим образом:

52 процента - строительство и инфраструктура;

19 процентов - машиностроение и оборудование (в том числе электрооборудование);

12 процентов - автомобилестроение;

5 процентов - производство прочего транспорта;

12 процентов - прочие металлоизделия и бытовая техника.

Строительство является одной из наиболее важных отраслей, на долю которой приходится более 50 процентов мирового спроса на сталь. При этом в ближайшие годы ожидается, что темпы роста строительства будут отставать от темпов роста мировой экономики. По мере восстановления мировой экономики от последствий коронавирусной инфекции объемы строительства будут увеличиваться в среднем на 3,2 процента в год.

Прогнозируется, что в более долгосрочной перспективе (с 2023 по 2030 год) объем строительной продукции будет увеличиваться в среднем на 2,3 процента в год во всем мире. Ожидается, что Китай останется крупнейшим строительным рынком в мире, но его доля снизится с 32 процентов общемирового объема в 2020 году до 29,2 процента в 2030 году, вклад Японии в общий объем строительной продукции снизится с 7 процентов в 2020 году до 5,4 процента в 2030 году, в перспективе Индия обгонит Японию и станет третьим по величине строительным рынком в мире, Индонезия может превзойти Францию и Австралию и стать шестым по величине строительным рынком к 2030 году.

Ежегодно, с 2020 по 2030 год, во всем мире потребуется около 43 млн. новых домов, из них 11 млн. - в Индии, 7 млн. - в Китае, 2 млн. - в Нигерии и 1,5 млн. - в Соединенных Штатах Америки. Ожидается, что Бразилия, Пакистан и Индонезия также будут нуждаться в более чем миллионе новых домов ежегодно.

На Африканском континенте ожидается рост спроса на рельсовую продукцию в связи с планами строительства новых железнодорожных магистралей, включая ультрасовременные.

Суммарно транспортный сектор, включая автомобильную промышленность и производство прочих видов транспортных средств (суда, авиатранспорт и железнодорожный транспорт), потребляет 17 процентов стали ежегодно.

По данным Международной организации автопроизводителей, в 2019 году было произведено 92,2 млн. автомобилей, в 2020 году мировой выпуск автомобилей сократился на 15,7 процента, а в 2021 году этот показатель вырос на 3 процента относительно аналогичного периода прошлого года и составил 82,1 млн. автомобилей. Структура распределения производства автомобилей по регионам мира в 2021 году выглядела следующим образом:

58 процентов - страны Азиатского региона;

20 процентов - страны Северной и Южной Америки;

16 процентов - страны Европейского союза и европейские страны;

2 процента - государства - участники Содружества Независимых Государств;

4 процента - прочие страны мира.

Машиностроение и производство оборудования ежегодно потребляет около 16 процентов всех стальных изделий.

К 2024 году ожидается увеличение объема мирового рынка промышленного оборудования до 771,6 млрд. долларов США, что составляет среднегодовой темп роста в 5,3 процента в течение прогнозируемого периода и выше темпов роста в строительной отрасли.

До 2030 года ожидаются структурные изменения в географии спроса на металлургическую продукцию.

Спрос на сталь в развитых странах мира планируется ниже ожидаемого уровня из-за инфляционного давления, связанного с антироссийскими санкциями и ростом цен на энергоносители.

Влияние на изменение географии спроса могут оказать такие развивающиеся страны, имеющие высокие доходы для осуществления модернизации, как Индия, Иран и Нигерия. В ближайшие годы рост численности населения в этих регионах может увеличить потребление металлов, создавая тем самым, новый рынок сбыта для продукции черной и цветной металлургии. При этом в Индии и Иране ведется активное строительство новых производственных мощностей в сфере черной металлургии с государственной поддержкой.

Модернизация экономики, происходящая в указанных странах, будет оказывать позитивное влияние на темпы роста глобальных рынков металлов. Индия вполне может повторить динамику Китая в части роста спроса на продукцию металлургии по мере вхождения в активную фазу индустриализации и урбанизации. Так, согласно национальной политике Индии в сфере стали, утвержденной в 2017 году, предусмотрено увеличение к 2030 году потребления стальной продукции в стране до 250 млн. тонн в год. При этом Министерство металлургической промышленности Индии оценивает в 2022 году потребление стали в стране в 115 млн. тонн при совокупных мощностях по выплавке стали в 144 млн. тонн.