2. Глобальные тенденции и условия развития металлургической промышленности

2. Глобальные тенденции и условия развития

металлургической промышленности

По данным Мировой ассоциации стали, темпы роста мировой выплавки стали замедлились с 6,3 процента в 2017 году до 0,2 процента в 2020 году, составив 1879 млн. тонн. При этом в 2021 году при объеме мировой выплавки 1951 млн. тонн Россия занимает пятое место в мире (77,8 млн. тонн, или 4 процента мировой выплавки) после Китая, Индии, Японии и Соединенных Штатов Америки.

На Китай в 2021 году приходится 53 процента мировой выплавки стали (1033 млн. тонн). В целом в мире на выплавку стали конвертерным способом приходится 70,8 процента, электродуговым - 28,9 процента, мартеновским - 0,3 процента (в России - 64 процента, 34 процента и 2 процента соответственно).

В Европейском союзе доля электрометаллургического производства стали составляет 42,4 процента, в Турции - 69,2 процента, в Японии - 25,4 процента, в Республике Корея - 31 процент, а в Соединенных Штатах Америки - 70,6 процента. В Китае 90,8 процента стали выплавляется конвертерным способом, что оказывает влияние на общемировые показатели.

Прирост мировых мощностей по выплавке стали в 2021 году составил 33,1 млн. тонн, или 1,3 процента к уровню 2020 года, в результате чего мировые мощности достигли рекордного уровня, составляющего 2485,8 млн. тонн. При этом 80 процентов новых мощностей пришлось на Азиатский регион и Ближний Восток (16,4 и 9,9 млн. тонн соответственно). Общемировая загрузка сталеплавильных мощностей составила 74,1 процента в 2019 году, 74,7 процента в 2020 году и 80,8 процента в 2021 году. Избыточные мощности (по отношению к производству) оцениваются на уровне 626 млн. тонн в 2019 году, 621 млн. тонн в 2020 году и 478 млн. тонн в 2021 году.

Рост производственных мощностей в Азиатском регионе и на Ближнем Востоке является фактором, снижающим возможности российских экспортеров для маневров при переориентации экспортных потоков с традиционных рынков Соединенных Штатов Америки и Европейского союза в будущем.

На глобальном рынке цветной металлургии прогнозируется тенденция к кратному увеличению потребления всей линейки цветных металлов. Мировое потребление алюминия за последние 10 лет выросло в 1,5 раза - с 54 млн. тонн в год в 2010 году до 88 млн. тонн в год в 2020 году. В ближайшие 10-летие ожидается продолжение роста потребления алюминия до 104 млн. тонн в год к 2025 году и до 121 млн. тонн в год к 2030 году. Дополнительный спрос (18 млн. тонн в год) объясняется переходом к зеленой экономике, зеленой энергетике (увеличение доли производства электромобилей и развитие ветро- и солнечной энергетики) и к экономике замкнутого цикла (рост спроса на перерабатываемую упаковку в сегменте повседневного массового спроса, в том числе на алюминиевую банку), а также развитием строительства (применение алюминия в оконных рамах, фасадных системах, системах отопления и вентиляции).

При этом доля вторичного алюминия увеличится с 28 процентов в 2020 году до 34 процентов в 2030 году, то есть из 33 млн. тонн в год дополнительного спроса на алюминий с 2020 по 2030 год доля вторичного алюминия будет составлять 18 млн. тонн. Это связано с тем, что цели по декарбонизации установлены мировыми компаниями во всех цепочках создания стоимости, в том числе у автопроизводителей, производителей перерабатываемой упаковки в сегменте повседневного массового спроса и производителей потребительских товаров.

Как следствие, производители установили требования к максимальному объему выбросов CO2 на тонну приобретаемого ими алюминия. К 2030 году больше всего вырастет потребление прокатной продукции (в том числе алюминиевых банок, корпусных элементов автомобилей) с 35 млн. тонн в год в 2020 году до 48 млн. тонн в год в 2030 году, а также продукции, полученной экструзионным методом (в том числе вентиляционных систем в строительстве, силовых элементов корпуса автомобиля).

По прогнозам международных аналитиков, фокус металлопотребления цветных металлов будет смещаться в сторону отрасли возобновляемых источников энергии, включая инфраструктуру ветряных и солнечных станций, а также развивающуюся отрасль производства электромобилей.