VI. Механизмы реализации Стратегии

Для реализации Стратегии и мониторинга достижения целевых индикаторов реализации Стратегии, приведенных в приложении N 4, предусмотрена разработка ряда мероприятий с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов отрасли.

Значения соответствующих индикаторов базируются на данных, предоставляемых основными металлопотребляющими отраслями России.

Ориентация спроса внутреннего рынка при реализации отраслевых инфраструктурных проектов на российскую промышленную продукцию предполагает системное межотраслевое сотрудничество потребителей и поставщиков изделий из черных и цветных металлов, с учетом:

стимулирования создания инновационных технологий производства металлургической продукции, особенно высокотехнологичной продукции последних переделов;

снижения зависимости металлургических предприятий России от импорта ферросплавов, сырья и материалов;

снижения зависимости металлургических предприятий России от импорта инжиниринга и технологического оборудования;

снижения негативного воздействия металлургических предприятий России на окружающую среду;

сохранения позиций металлургических предприятий России на мировых рынках металлопродукции.

Восстановление и рост спроса на металлопродукцию зависят от развития основных отраслей - потребителей продукции металлургической промышленности, которыми являются жилищное и инфраструктурное строительство, транспортное машиностроение, производство машин и оборудования, химическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, производство посуды, бытовой техники и медицинских изделий.

В рамках Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р, предусмотрены внутриотраслевые приоритеты как в металлургии, так и в смежных отраслях промышленности.

Практически во всех отраслях в качестве главной цели развития предусмотрено увеличение объемов производства российской продукции, что в перспективе становится фактором роста потребления металлопродукции на внутреннем рынке.

Основными векторами развития отраслей промышленности в соответствии со Сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р, предполагающими "точки роста" внутреннего спроса в металлургии, являются:

в авиационной отрасли - увеличение объема производства промышленных организаций (самолеты - более 1000 штук, вертолеты - более 700 штук);

в судостроительной промышленности - обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80 процентов загрузки основных производственных фондов организаций отрасли, а также увеличения в 2,2 раза объема производства (морские транспортные суда - более 100 штук, транспортные суда смешанного и внутреннего плавания - более 200 штук, промысловые суда - более 150 штук, служебные и вспомогательные суда и катера - более 140 штук, суда для освоения шельфа - 50 штук, суда технического флота - более 100 штук);

в автомобильной промышленности - создание значительного по своим объемам рынка автокомпонентов, обеспечение обновления российского парка автотранспортных средств всех типов (легковые автомобили - более 13 млн. штук, грузовые автомобили - более 750 тыс. штук, автобусы - более 130 тыс. штук, легкие коммерческие автомобили - более 950 тыс. штук) и появление новой линейки продуктов с высокими темпами роста продаж (темпы роста производства электромобилей и беспилотных транспортных средств должны составить 40 - 50 процентов в год);

в машиностроении:

в строительно-дорожного машиностроении - обеспечение отечественной техникой строительных организаций и коммунального хозяйства при доле российских производителей на внутреннем рынке на уровне не менее 80 процентов (строительно-дорожная техника - более 115 тыс. штук, землеройная техника - более 33 тыс. штук, грузоподъемная техника - более 63 тыс. штук);

в железнодорожном машиностроении - обеспечение динамичного развития отрасли благодаря поддержанию доли российских производителей на внутреннем рынке на уровне 92 процентов, обеспечение объемов экспортных поставок на уровне 22 процентов (локомотивы - более 5 тыс. штук, вагоны (полувагоны) - более 560 тыс. штук);

в сельскохозяйственном машиностроении - достижение доли российских производителей сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке не ниже 80 процентов и доли их экспортных поставок не ниже 50 процентов величины отгрузок на внутренний рынок (тракторы - более 71 тыс. штук, комбайны зерноуборочные - более 70 тыс. штук, комбайны кормоуборочные - более 3 тыс. штук), стимулирование развития производства компонентов для сельскохозяйственных машин;

в нефтегазовом машиностроении - развитие производства оборудования для новых экологически чистых технологий, содействие технологическому перевооружению предприятий, развитие производства продукции для оснащения нефте- и газопромыслов, в том числе для обеспечения потребностей национальных проектов и программ (оборудование для производства сжиженного природного газа - более 21 тыс. штук, буровые установки - более 200 штук, оборудование для шельфовых проектов - более 2 тыс. штук);

в станкоинструментальной промышленности - обеспечение роста производства станкоинструментальной продукции средними темпами не менее 5 процентов в год (станки металлорежущие - более 94 тыс. штук, кузнечно-прессовые машины - более 96 тыс. штук, деревообрабатывающее оборудование - более 106 тыс. штук).

Во многих отраслях - потребителях металлопродукции в настоящее время идет процесс обновления планов и стратегий в соответствии с текущими реалиями.

Прирост объемов строительства до 2030 года обеспечивается за счет выполнения планов по переселению граждан из аварийных и подлежащих сносу домов, реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В 2022 году в целях развития строительства с применением стальных конструкций в Российской Федерации и дополнительной загрузки металлургических предприятий Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвержден план мероприятий по расширению области применения стали в строительстве и совершенствованию технического регулирования в области строительства и пожарной безопасности объектов капитального строительства с применением стальных конструкций на 2022 - 2026 годы от 10 июня 2022 г. N 12-П/08.

Указанным документом предусмотрены мероприятия по включению производителей стали и стальных конструкций в региональные программы по переселению граждан, ускорению реализации инфраструктурных проектов, в том числе в части дорожной, портовой инфраструктуры и транспортировки углеводородов.

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, предусматривает развитие транспортных систем крупных городских агломераций, обеспечение транспортной доступности в стране, строительство автомобильных и железнодорожных дорог, а также развитие портовой инфраструктуры.

В части ускорения реализации инфраструктурных проектов предусмотрено развитие дорожной инфраструктуры, в том числе строительство скоростной автомобильной дороги М-12 Москва - Казань, обхода г. Астрахани, обхода г. Барнаула, обхода г. Рязани, строительство и модернизация участков трасс М-4, М-5, М-7, Р-217, строительство дороги Стерлитамак - Магнитогорск, строительство дороги Томск - Тайга и др., что потребует к 2030 году около 1,7 млн. тонн стального проката.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 816-р планируется реализация крупных газотранспортных проектов.

Программа газификации публичного акционерного общества "Газпром" на 2021 - 2025 годы предусматривает строительство 24 тыс. километров трубопроводов (около 12,5 млн. труб), в рамках которой будет сформирован спрос на различные виды труб, трубопроводную арматуру.

С учетом возрастной структуры существующих нефте- и газопроводов ожидается обширная программа по ремонту и замене линейной части.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" является крупнейшим потребителем металлургической продукции и обеспечивает стабильный спрос на нее на внутреннем рынке. Потребность в такой продукции для реализации проектов, включенных в инвестиционную программу компании, на 2022 - 2030 годы оценивается в объеме 14,5 млн. тонн. При этом в случае реализации таких крупных инфраструктурных проектов, как "Высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург", "Строительство железнодорожной линии Селихин - Ныш с переходом пролива Невельского" и строительство мостового перехода через р. Обь в рамках реализации проекта строительства Северного широтного хода, такая потребность возрастает до 16,2 млн. тонн.

Разработка инновационной продукции и новых услуг для нужд потребителей железнодорожного транспорта позволяет получить кумулятивный эффект в целом для транспортной (железнодорожной) и металлургической отраслей в части сбалансированного ценообразования на металлургическую продукцию железнодорожного назначения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2022 г. N 87 "О предоставлении государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" предусмотрено выделение из Фонда национального благосостояния 150 млрд. рублей на льготное кредитование юридических лиц в целях реализации ими проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. При этом возможно дополнительно обеспечить замену не более 5000 километров труб в год. С учетом текущих показателей замены темп модернизации составит не более 3 процентов в год от общей протяженности изношенных сетей трубопроводной коммунальной инфраструктуры (уровень естественного выбывания сетей ежегодно составляет 3 процента). Для обеспечения замены сетей опережающими темпами, то есть не менее 5 процентов изношенных сетей, ежегодно необходимо выделение средств на данные мероприятия в размере не менее 600 млрд. рублей, а также продление срока действия программы льготного кредитования юридических лиц в целях реализации ими проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры до 2030 года.

При указанном объеме средств прирост потребления труб в сегменте труб большого диаметра, а также труб среднего диаметра на внутреннем рынке России составит около 1 млн. тонн в год (10 процентов суммарного ежегодного объема производства труб в России).

В последние годы возросло применение на объектах строительства, особенно в инженерных сетях жилищно-коммунального хозяйства, бывших в употреблении металлопродукции и труб (металлургического фальсификата). Например, объем незаконного применения бывших в употреблении труб оценивается в 6 - 7 процентов (600 - 700 тыс. тонн в год) общего внутреннего потребления труб. В этой связи отмечается резкий рост количества аварийных случаев на недавно построенных либо отремонтированных объектах жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры. Неправомерное использование потенциально опасных бывших в употреблении труб в сетях тепло- и водоснабжения, водоотведения является актуальной проблемой с учетом накопившегося износа коммунальных сетей.

Угрозы безопасности нарастают вследствие физического устаревания основных фондов. Эта проблема наиболее актуальна для топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо пересмотреть нормативные сроки службы отдельных видов оборудования с учетом современных требований в сфере безопасности. Эта работа должна проводиться в тесной кооперации с профильными федеральными органами исполнительной власти.

Спрос на трубы в рамках развития водородной энергетики будет обеспечен при производстве (трубы со специальными характеристиками для паровой конверсии метана, в том числе для подземных хранилищ H2 и CO2) труб для электролизеров, в том числе для перемещения водорода и продуктов электролиза, в сегментах транспортировки (магистральные трубопроводы водородной смеси).

Прирост объемов транспортного машиностроения до 2030 года базируется на реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", что потребует в сумме за период до 2030 года около 21,6 млн. тонн металлопродукции в автомобильной промышленности, 11,7 млн. тонн в железнодорожном машиностроении и более 2 млн. тонн в сельскохозяйственном и строительно-дорожном машиностроении.

Прирост объемов транспортного авиастроения до 2030 года базируется на планируемом обновлении российского авиационного парка в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности".

Министерством транспорта Российской Федерации разработан проект комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, которая предполагает пополнение парка на более чем 1,7 тыс. самолетов и вертолетов российского производства, что потребует в сумме за период до 2030 года более 38 тыс. тонн металлопродукции из цветных и черных металлов.

Прирост объемов тяжелого машиностроения до 2030 года базируется на реализации подпрограммы "Развитие производства средств производства" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". В соответствии с указанным документом сохраняется умеренный опережающий темп роста промышленного производства, составляющий около 2,5 процента ежегодно.

В соответствии с целевыми значениями ключевых показателей Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. N 2869-р, прогнозируется рост объема российского производства станкоинструментальной продукции к 2030 году на 44 - 110 процентов (в зависимости от сценария) к уровню 2021 года, что потребует в сумме за период до 2030 года более 700 тыс. тонн металлопродукции.

Прирост объемов электрооборудования до 2030 года базируется на прогнозируемом росте спроса со стороны промышленности, обновлении мощностей и реализации планов по строительству атомных электростанций на основании Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р, и государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 506-12 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", что потребует в сумме за период до 2030 года 420 тыс. тонн металлопродукции.

Прогнозируемый среднегодовой темп прироста производства продукции нефтегазового машиностроения с целью обеспечения добычи нефти и газового конденсата на уровне до 555 млн. тонн и добычи сжиженного природного газа на уровне не менее 82 млн. тонн потребует в сумме за период до 2030 года более 200 тыс. тонн металлопродукции.

С целью обеспечения увеличения в 2,2 раза объема производства судов различного класса потребуется в сумме за период до 2030 года около 1,5 млн. тонн металлопродукции.

Прирост объемов оборонно-промышленного комплекса до 2030 года базируется на реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 425-8 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", предусматривающей доведение доли современной техники в войсках до 70 процентов. Указанной программой предусмотрено стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающее к 2027 году рост объемов промышленного производства продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, в 1,59 раза к уровню 2015 года.

Учитывая современные экономические вызовы, необходимы инвестиции в разработку новых продуктов, конструктивных решений и технологий для строительной отрасли, целью которых является повышение эффективности проектов, повышение надежности и безопасности зданий и сооружений, увеличение тенденции к применению высокопрочных сталей в многоэтажном и мостовом строительстве.

Для сокращения сроков строительства целесообразно расширять производство модульных и "префаб" конструкций, которые позволят повысить эффективность реализации проектов жилищного строительства.

Для расширения применения металлопроката в дорожном строительстве необходимо совершенствование документов по стандартизации и технических регламентов с учетом современных научно-технических достижений в области разработки и использования металлопродукции. В частности, необходимо организовать оперативный переход на применение высокопрочных сталей категории свыше 460 МПа до 690 МПа включительно для изготовления мостовых металлоконструкций, рассмотреть расширение применения в строительстве металлопроката и армированных дорожных покрытий, учитывать и своевременно внедрять передовые технологии производства металлопроката (закалка с прокатного нагрева, контролируемая прокатка) при сохранении всех технологических свойств, позволяющие обеспечить дополнительный объем поставок на рынок металлических конструкций.

Также при увеличении объемов строительства в рамках типовых проектов необходима проработка применения стали в качестве основного конструктивного элемента в рамках:

строительства жилья, в том числе и индивидуального, модульного жилья со стальным каркасом;

реализации программ реновации и расселения аварийного и ветхого жилья;

строительства социальных объектов (школы, детские сады, детские оздоровительные лагеря, медицинские учреждения и др.);

реализации пилотных проектов по возведению мусоросжигательных заводов (в рамках инвестиционной программы строительства 200 заводов по энергетической утилизации твердых коммунальных отходов);

применения модульных быстровозводимых металлоконструкций в сфере деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации и в местах возникновения чрезвычайных ситуаций;

увеличения сферы применения металлоконструкций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе строительства многоярусных парковок из металлоконструкций при новом строительстве и реновации территорий сложившейся застройки.

Для реализации этих инициатив требуются совершенствование нормативной технической документации, оптимизация требований к огнезащите несущих стальных строительных конструкций при сохранении уровня безопасности людей и материальных ценностей.

В частности, необходимо упрощение процедуры внедрения новых технологий и новых строительных материалов из черных металлов и сплавов в нормативно-правовую базу, регламенты и строительные нормы и правила.

Данное направление реализуется за счет приоритетного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совершенствования разработки новых и актуализации устаревших документов по стандартизации, закрепленных в утвержденном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации плане мероприятий ("дорожной карте") по расширению области применения стали в строительстве и совершенствованию технического регулирования в области строительства и пожарной безопасности объектов капитального строительства с применением стальных конструкций на 2022 - 2026 годы от 10 июня 2022 г. N 12-П/08, в рамках выполнения программ национальной стандартизации, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации в соответствии с Федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации", совершенствования и разработки новых и актуализации устаревших технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

С учетом мирового опыта применения стальных конструкций для строительства объектов жилья, социальной и дорожной инфраструктуры, в том числе для строительства 120 млн. кв. метров жилья в год, профильным федеральным органам исполнительной власти целесообразно разработать проект постановления Правительства Российской Федерации об обязательном применении стального каркаса (в объеме не менее 30 процентов) при строительстве объектов жилья и социальных объектов.

Также в рамках реализации Стратегии металлургическим компаниям целесообразно провести анализ опыта применения крупногабаритных блок-модулей на стальном каркасе и подготовить по результатам его проведения рекомендации по проектированию, расчету, изготовлению конструкций и возведению зданий с применением крупногабаритных блок-модулей на стальном каркасе.

Внедрение новейших технических разработок в основные металлопотребляющие отрасли сопряжено с применением металлопродукции более высокого качества с особыми эксплуатационными свойствами. Добиться широкого применения современных материалов в этих отраслях невозможно без перехода к новой системе актуализации и разработки стандартов.

В части задач перехода к системе актуализации стандартов в отличие от практики Европейского союза, где обновление стандартов комитетами по стандартизации осуществляется каждые 10 лет, а в Соединенных Штатах Америки ежегодно, в России работы по пересмотру стандартов ведутся по мере выделения средств. Таким образом, если стандарты на готовую продукцию актуализируются, методологические стандарты, а также стандарты на методы испытаний отстают от современных требований. Кроме того, процедурные сроки актуализации, предусмотренные основополагающими стандартами, не являются оперативными, что сдерживает применение современных технологий производства металлопроката.

Высокая эффективность деятельности комитетов по стандартизации в зарубежных странах объясняется взаимовыгодным сотрудничеством с представителями металлургических компаний, металлопотребляющих отраслей и органов государственной власти. При этом финансирование работ по стандартизации в металлургии обеспечивается производителями или государственными институтами, которые, в свою очередь, совершенствуя и ужесточая национальные и региональные стандарты, обеспечивают освоение новейших технических и технологических решений в производстве металлопродукции, отвечая требованиям и ожиданиям потребителей, а также защищают национальные рынки от поставок продукции, не соответствующей стандартам. В Российской Федерации также существует процедура вовлечения бизнеса в финансирование разработки и актуализации стандартов. Однако процедурные процессы, в том числе приоритетность подготовки документов, не являются оптимальными и сдерживают финансирование работ со стороны бизнеса.

Необходимость разработки новых стандартов в Российской Федерации обусловлена назревшей потребностью применения в производстве новейших технических решений.

Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации" внесены изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в соответствии с которыми с 1 июля 2016 г. использование национальных стандартов в сфере закупок стало обязательным и при осуществлении закупок заказчики обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации.